А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю. Лермонтов
БПК «Сторожевой»
Что движет человеком, который вдруг решает пожертвовать карьерой, положением в обществе, семьей и даже своей собственной жизнью ради общественного блага, пусть и понимаемого им крайне субъективно? Что заставляет таких людей, подобно герою горьковского рассказа Данко, вырвать из своей груди сердце? Кстати, именно с Данко сравнивал сам себя герой нашей статьи, капитан 3-го ранга Валерий Михайлович Саблин.
Саблину удалось сделать беспрецедентную для советского военно-морского флота вещь - поднять мятеж на корабле. До этого такие инциденты происходили только в царской России.
Валерий Саблин родился в 1939 году в семье потомственного морского офицера, поэтому при выборе профессии особо не раздумывал.
После окончания школы Валерий поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, в дореволюционное время это заведение называлось - морской корпус. Здесь он проявил себя как человек с активной жизненной позицией - стал секретарем факультетского комитета комсомола и еще во время учебы вступил в партию.
Надо сказать, что весь ход дальнейших событий подтверждает то, что сделал он это не ради карьеры, как многие из его современников, а именно в силу идейных соображений.
Валерий Саблин в военно-морском училище
После окончания училища Валерий Саблин стал командовать группой управления артиллерийским огнем, а немного позднее и огневым дивизионом на эскадренном миноносце «Ожесточенный». За свою службу он неоднократно поощрялся командованием, но вот присвоение очередного воинского звания ему задержали почти на год.
Причиной стало письмо, которое Саблин написал тогдашнему руководителю страны Н.С. Хрущеву, со своими критическими размышлениями о положении дел в стране и замечаниями к чистоте партийных рядов. Как видим, мысли о том, что в стране что-то не так стали посещать Саблина уже тогда. Трудно сказать, на какую реакцию надеялся наивный офицер, но в результате его письмо сошло по инстанции, а самого Саблина вызвали в обком и крепко отругали.
Однако внушение подействовало на Саблина не так, как на это рассчитывали в обкоме. Саблин не отступился и стал задумываться над тем, как донести свою «правду», которую он считал, конечно же, правдой без всяких кавычек, до людей.
В 1969 году Саблин принимает неожиданное, для людей его умений и биографии, решение - поступает в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Такой поступок ставил крест на карьере строевого офицера, а ведь Саблину уже предлагали готовиться на командира корабля. Но столь сильным было его желание разобраться в хитросплетениях общественной жизни, что Саблин решил учиться в политической академии.
Вот только учеба в партийной академии вряд ли могла вывести его на верный путь понимания общественных процессов. Постулаты марксизма-ленинизма не могли объяснить происходящее вокруг, а только внушали призрачную надежду на то, что стоит вернуться к «ленинским принципам», как жизнь в стране наладится.
К сожалению, в академии не преподавали системно-векторную психологию. А ведь такое знание могло бы объяснить пытливому офицеру, что некоторые явления в общественной жизни обусловлены фундаментальными причинами.
Обычно каждый человек видит других людей и все происходящее «через себя». Если я чего-то хочу, то этого хотят и другие, если я делаю это потому что..., то и другие делают это же в силу таких же точно причин. Это распространенное заблуждение. На самом деле все люди разные, это определяют их врожденные желания и свойства характера, которые называются векторами.
Свойства векторов достались нам в наследство от первобытной человеческой стаи, когда люди еще и не были полноценными людьми. Со временем свойства векторов менялись - усложнялись вместе с усложнением окружающего ландшафта. Всего таких векторов восемь - четыре «верхних» и четыре «нижних». Людей, без какого либо из нижних векторов не рождается, так как они необходимы для жизни.
В современной человеческой популяции часто рождаются особи не с одним вектором, как раньше, а с несколькими векторами. Кроме того каждый вектор может находиться в развитом и неразвитом (архетипичном) состоянии, а также может быть реализованным и нереализованным.
Четыре нижних вектора - это анальный, уретральный, кожный и мышечный векторы. У каждого из обладателей этих векторов было свое природное предназначение в первобытной стае, откуда вытекали специфические свойства и желания присущих каждому из этих векторов.
Уретральный вектор - это вектор вождя стаи. Именно особь с этим вектором отвечала за жизнь всей стаи. Это человек сильный физически и морально. Повелевает окружающими с детства. Он никогда не заботится только о себе, а всегда обо всех. В современном мире такие люди могут стать главой государства, командующим армией, управляющим большим предприятием или главой преступной группы. Но рождается таких людей немного - всего около пяти процентов, а выживает и того меньше (они постоянно подвергают себя риску) - где-то один процент.
Кожный вектор - определяет охотника. Его телосложение и природные умения позволяют ему добыть как можно больше добычи. На войне это командиры, передаточное звено между уретральным вождем и основной массой войска. Развившись, их вектор и в современном мире дает им возможность добывать достаточное количество «добычи», достигать высокого социального статуса и превосходства. Они могут стать, например, успешными бизнесменами. Это люди, которые создают все новые изобретения (экономя энергию стаи и помогая ей тем самым успешно выживать), они и с радостью все новое воспринимают, легко приспосабливаются к любым изменениям и приветствуют их. В человеческой популяции их родится не так уж мало - 24%.
Анальный вектор - в первобытной стае охранник пещеры и одновременно воспитатель и учитель подрастающего поколения. Пока все под предводительством вождя и его кожных помощников отправляются на войну или охоту, анальные люди остаются охранять женщин и детей. Чтобы этот человеческий ресурс задействовался рационально, анальники не только охраняют пещеру, но и учат юношей и мальчиков всему, что понадобится им во взрослой жизни. Для этого они имеют желание накапливать и систематизировать знания. Причем его нужно не исказить, передать верно, сохранить. Именно поэтому они направлены в прошлое любят его, а вот все новое для них стресс, они встречают его в штыки. Численность таких особей в человеческой популяции составляет 20%.
Мышечный вектор - не имеет каких-то ярких особенностей. Это рядовой солдат. Но это и основа всего живого. Эта та глина, из которой вожди, согласно русской поговорке, могут слепить и икону и дубину. Рождается таких людей в чистом виде больше, чем обладателей других векторов - 38%, а в совокупности с другими векторами (то есть когда у одной личности присутствует не только один вектор) мышечным вектором обладает 95% всей популяции.
Верхние вектора - это зрительный,
звуковой, обонятельный и оральный.
К примеру, понимание личности самого Саблина невозможно без знания хотя бы краткой характеристики одного из верхних векторов - звукового.
В первобытной стае обладатель звукового вектора был ночным охранником стаи. Ночью, когда все спят, он один не спит и вслушивается в звуки ночи, чтобы в нужный момент предупредить стаю об опасности. Такая роль определяет и черты характера - звуковик всегда нелюдимый, погруженный в себя мечтатель, любящий размышлять наедине сам с собой. С самого детства такие люди начинают задумываться о смысле жизни, мироустройстве и других подобных вещах.
Именно этот вектор и заставлял Саблина задумываться о проблемах в обществе.
Из нижних векторов в Саблине присутствовали анальный, кожный и мышечный вектор. Таким образом, Саблин был анально-кожно-мышечным звуковиком.
Поскольку анальный и кожный вектор контрарны друг к другу, то это может создавать некоторые личностные противоречия. Сказалось это и в личности Саблина.
С одной стороны кожный вектор толкал его к переменам, заставлял желать изменений. Но анальный вектор, идеализирующий прошлое, указывал направление этих изменений не как движение к будущему, а как возврат к «прекрасному» прошлому. Недаром же Саблин упоминал прошедшую революцию, как некий образец для общественных отношений.
Звуковой вектор давал Саблину возможность строить модели улучшений общества, а анальный вектор заставлял для образца этих теорий выбирать идеализированное прошлое.
При анализе поведения Саблин необходимо учитывать не только его личные вектора, но и особенности жизни того периода, фазу развития общества, в котором живет данная личность, так как эта фаза тоже имеет характеристики одного из векторов.
Если бы все это будущий бунтарь мог изучить в академии, то такое знание могло бы многое пояснить Саблину в жизни общества и не направило бы его мысли и поступки по пути неправильного и нереального решения этих проблем.
Но ничего этого Саблин не знал и продолжал мучиться неразрешимыми проблемами и после окончания учебы. Однако это не помешало Саблину закончить академию с отличием и, согласно с существующей там традицией, его имя было высечено золотыми буквами на мраморной доске среди других имен, окончивших академию на «отлично».
Описание психологических портретов даны по материалам лекций Юрия Бурлана по
Cистемно-векторной психологии.
Продолжение следует.