Как Уфа шла к первым велодорожкам

Oct 11, 2012 20:47

Сразу скажу, что на момент октябрь 2012 года ни одной велодорожки в Уфе по моему мнению НЕТ. Но все таки появились в 2011-м первые знаки, а в этом даже первая велоразметка и уже даже первая специальная насыпь и асфальт для велодорожки. Будем считать это началом строительства велосипедной транспортной инфраструктуры в столице Башкортостана.

Отправной точной этого строительства безусловно является "День 1000 велосипедистов" - велопробег по Уфе, в  котором приняли участие Президент Республики и Глава Администрации Уфы. Там было сказано, что строить велодорожки будем и даже был задан темп "10 км в год". О том, что было дальше, расскажу отдельно, а для начала давайте вспомним, как мы к этому пришли.Я пришел в велодвижение в начале 2007-го года, когда узнал о существовании сайта, на котором общаются любители велотуризма. Это был Уфабайк, он кстати еще существует, на нем я познакомился с большим числом классных людей, активных, веселых и самое главное адекватных, так что мне стало сразу очень хорошо с ними.

В параллельном мире в это же время на примере больших питерских и прочих акций в Уфе проводилась "Критическая масса". Тусовка Уфабайка в этом в основном не участвовала, т.к. это было сродни хулиганству, когда толпа велосипедистов собиралась и выдвигалась по городу, выпрыгивая на дорогу, на скорости объезжая пешеходов, проезжая на красный свет. Все это под лозунгами "За велодорожки и велопарковки" при этом. Совершенно непонятно, как эти акции могли бы привести к результату, ведь в таком виде они лишь озлобляли все городские власти и милицию, которая кстати в эти дни вела себя тоже неадекватно. Всем сотрудникам спускалась разнарядка как-то противостоять велосипедистам, тогда некоторых повязали и отобрали у них велосипеды. Лично меня, когда я просто ехал по дороге в день акции, сотрудники заставляли ехать по тротуарам, хотя это и не соответствует правилам, а в другом месте даже пытались поймать. В общем, все было плохо в плане отношений властей и велосипедистов. С этого мы и начали свои попытки что-то изменить.


На фото акция "Критическая масса", проходившая в Уфе в 2006-м году. Взято с сайта nedoma.ru
Осенью 2007-го года, ровно 5 лет назад(!) группа активистов, входящая тогда в костяк тусовки Уфабайка, не нашла общий язык с создателем сайта Гришановым Игорем и создала новый сайт Велоуфа, на форум которого за короткий период перетекло все велосипедное движение Уфы. Тогда же произошло наше знакомство с явлением "Федерация велотуризма", о котором будет отдельный пост. В течение следующего года произошло становление нашего движения, которое стало проводить соревнования по велотуризму, по велогонкам кросс-кантри, новичковые велопоходы, социальные акции и даже школу велотуризма. В общем, Велоуфа стала полноценным велопорталом города и основой местного велодвижения.



Первая социальная акция Велоуфы "Как не задавить велосипедиста" (29 апреля 2008). тогда еще были белые футболки :) 
Дальше было очень много всего, Велоуфа развивалась, нас становилось с каждым годом все больше, у нас появился настоящий клуб, что стало в 2009-м году своеобразном качественным сдвигом, потом мы даже провели исторический чемпионат России по велотуризму в 2010-м году. Это развитие продолжается, и, я уверен, так и будет! Но возвращаясь к нашей теме хочется отметить, что в ходе прогресса велосообщества росла и узнаваемость Велоуфы среди населения и конечно же информированность властей о том, что мы вообще есть.

С самого начала меня интересовало, как сделать, чтобы город начал строить велодорожки. Я общался на эту тему с многими чиновниками до какого-то момента устно, потом начал писать. В 2009-м написал вот это обращения на имя тогдашнего мэра Уфы Качкаева, и сейчас подписываюсь под каждым словом. Каким же удивлением тогда был ответ, даже отчасти не связанный с описанными вопросами. Кроме того, как сейчас уже понятно, в каждом слове там была ложь. После нескольких попыток найти отклик в Администрации я пришел к выводу, что это бесполезно, а зря. Сейчас я уверен, что усиленное давление тогда повысило бы результативность сейчас.

Следующий важный этап начался в 2011-м году, когда я случайно узнал о проведении всероссийского конкурса лидеров и руководителей общественных объединений "Лидер 21 века", в котором можно было поучаствовать со своим социальным проектом. Проводит этот конкурс Министерство молодежной политики и спорта Республики, и мне показалось вполне перспективно поиграть в это, я написал проект "Развитие велосипедной инфраструктуры Уфы" и подал заявку. Я рассчитывал, что успешное выступление могло обратить внимание властей на тему велоинфраструктуры. После конкурса, в котором я кстати победил в своей номинации сразу написал обращение к министру спорта РБ Никерину. Но как оказалось, все это не находится в информационном поле нужных людей, и реакции не последовало. К счастью, внимание привлекло совсем другая наша активность.

Дело в том, что в мае 2011 года был день, от которого оставалось 1000 дней до начала олимпийских игр в Сочи. По всем городам должны были пройти какие-нибудь приуроченые к этому акции. В комитете по спорту администрации Уфы возникла идея провести веопробег! Возможно, это как-то связано с нашими мольбами, но не факт. Тем не менее для проведения велопробега обратились именно к нам. Мы решили принять участие, нашли спонсоров и придумали, как все это будет и начали приглашать людей. Многие организационные вопросы зависели от спорткомитета Администрации города, но он в определенный момент с темы съехал в связи с плотной загрузкой другими задачами. Мы остались одни, но решили несмотря ни на что акцию провести. Провели долгие и мучительные переговоры с ГИБДД Республики, успех которых во многом связан с выпавшим на эти же сроки юбилеем 75 лет ГАИ РБ. В общем, стечение обстоятельств сделало возможным проведение действительно массовой и самое главное согласованной с властями велосипедной акции. 

image Click to view



"День 1000 велосипедистов" 14 мая 2011 года. Первая массовая акция Велоуфы за велодорожки и все такое :) 
И тут началось. Оказалось, что репортаж о нашем велопробеге посмотрел Президент Хамитов, он позвонил Министру спорта и говорит, мол, а ты чего не там, ну ка, давай узнай, что ребята хотят, надо помочь. Ну министр звонит мне и вызывает, на встрече говорится много разговоров о светлом будущем, но в практическую плоскость ничего не перешло. Даже мой соц-проект, содержащий грубую наивную, но все же конкретную программу действий по развитию велоинфраструктуры, не помог.

Я не знаю точно, связано ли это с нами или нет, но в этом же 2011-м году в городе появилась первая "велодорожка" длиной 600 м на ул. 50 лет СССР. По всей видимости не связано, потому что, когда я строителей спросил, почему они с нами не проконсультировались, они сообщили, что не знали о существовании такого велосоюза. Так вот, первым в истории Уфы объектом велоинфраструктуры стало это


Первая "велодорожка" в Уфе. На самом деле нет, это что-то другое, 600 метров делания вида, да еще и с высокими бордюрами.
Если вы проедите по ней, или всмотритесь на фото в ее дальний конец, то станет очевидно, что она не непрерывная, а пересечена бордюрами, через которые необходимо прыгать или перелазить. При этом, она углублена и отделена высоким бордюром еще и от пешеходной части, что сделало проезд по ней опасным, а также превратило ее скорее в канаву, куда сливается вся вода с листьями и грязью, и ездить теперь по ней совсем не возможно. Но, справедливости ради, нужно отметить, что это все таки шаг! Управление коммунального хозяйства, которое провело эту стройку, проявило желание что-то делать. Не проявило компетенции, но все таки, их можно простить, мы тоже хороши, не донесли в свое время нужную информацию до нужных людей. Главное - лед тронулся.

Весной 2012 года мы конечно же продолжили тему "Дня 1000 велосипедистов", и на этот раз нас уже поддержали первые лица, а участие приняло порядка 1500 человек.



"День 1000 велосипедистов", Уфа, 20 мая 2012. Во главе колонны Президент Башкирии Рустэм Хамитов. 
Что было дальше вы узнаете из следующих записей этого журнала, скажу лишь, что в 2012 году длина велодорожек в Уфе доведена до 12 км. Качество их оставляет вопросы, но вот над этим нам и нужно поработать.

Велодорожки, Уфа

Previous post Next post
Up