"Биографические очерки об ‘алимах XVIII-XIX вв. дают хорошее представление о все более и более властном проникновении наук и мусульманской книжной культуры в дагестанское общество. Назир ад-Дургели подчеркивает общедагестанский характер мусульманского книжного наследия и на конкретных примерах показывает его дисциплинарное разнообразие и широту тематического репертуара. В книге мы находим немало имен ученых-энциклопедистов из Южного, Центрального и Северного Дагестана. Среди них Ша‘бан из Ободы (ум. 1667) - знаток хадисов, автор комментария на сочинение по мусульманской этике и многотомного супракомментария на труд по хадисоведению шафи’итского имама XII в. ал-Багави; известные дагестанские богословы и правоведы Дауд из Усиша (ум. 1757), Мухаммад сын Манилава (ум. 1757), Муртазаали из Урады (ум. 1865), авторы комментариев и самостоятельных трудов по грамматике арабского языка; Дибир-кади из Хунзаха (1764-1817), знаменитый лексикограф и автор учебных пособий по персидскому языку, составивший в конце XVIII в. фундаментальный арабо-персидско-тюркский словарь. Среди представителей мусульманской элиты в сочинении Дургели названы выходцы из Дербента, селений Ахты, Хучни, Ерси, Кумух, Согратль, Урада, Кудали, Нижний Дженгутай, Тарки, Аксай, Аку- ши, Чох, Харахи, Рухун, Юхари-Йарага и многих других, ученые и преподаватели медресе, комментаторы научных трактатов и переписчики рукописей, знатоки истории, Корана, суфизма, догматики, грамматики и поэзии, права, астрономии, медицины, логики, математики. Все они хорошо знали арабский язык, но монополия арабоязычной традиции уже была нарушена, широкое распространение получают в это время персидский и тюркские языки, на которых создано немало местных оригинальных сочинений, но при всем этом господствующее положение арабоязычной литературы не было поколеблено. Появились тексты большого объема и на языках народов Дагестана с использованием письма «аджам».
Эпоха выдвинула энциклопедически грамотных людей, они не только «владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков»[14], но и были видными учеными своего времени. Назовем из них лишь несколько имен: правовед, филолог, поэт Мухаммад из Кудутля; его ученик Дамадан из Мегеба (ум. 1726), бывший одинаково авторитетным в астрономии, математике, медицине, юриспруденции, даже в оккультных науках; знаток естественных наук, поэт, преподаватель медресе Мухаррам из Ахты; поэт, знаток мусульманского права, известный суфий и наставник имамов Дагестана и Чечни Джамаладдин из Газикумуха; историк, поэт, философ, знаток права Хасан-эфенди Алкадари. Статьи о них обширны, наиболее информативны, снабжены большим числом поэтических текстов, нередко ранее неизвестных."
http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=19&art=769