Оригинал взят у
viktorkotl в
СКИФСКИЙ ВОЖДЬ ИЗ ПРОХЛАДНОГО В музее Прохладного - равнинного города, где, как утверждает песня, « и не холодно, и не жарко» , имеется уникальный экспонат, которым не могут похвастаться не то что провинциальные - многие ведущие музеи страны. Для любителей изделий из ценных металлов оно не представляет никакого интереса - изваяние воина вырублено из обыкновенного ракушечника. Но неповторимость и ценность фигуры не в материале, а в том, что она изображает скифского воина VI века до нашей эры. Таких ранних изваяний на территории нашей страны известно не более полутора десятков.
Фигура мужчины вырублена из прямоугольной плиты высотой 127 и толщиной 25 сантиметров.
« На плоском овальном лице невысоким рельефом показан прямой нос, длинные стреловидные брови, подковообразные усы, обрамляющие рот, миндалевидные глаза. Также рельефно изображены уши, аккуратно подстриженные на затылке и висках волосы, согнутые в локтях руки, ладонями прижатые к животу. На передней грани четко обозначены грудные мышцы, а на тыльной - лопатки и линия позвоночника, то есть мужчина обнажен по пояс. На задней и боковых гранях рельефом дан контур слегка согнутых в коленях ног, обутых, вероятнее всего, в кожаные сапоги» - такое описание дает изваянию московский археолог В. Ольховский.
А вот как он оценивает набор изображенных на изваянии предметов: «На шее отчетливо видна гривна - украшение в виде не-замкнутого металлического кольца, концы которого образовывают своеобразный замок, показанный на затылке... Гривны употреблялись в качестве украшений предками многих народов Европы и Азии еще в эпоху бронзы (III-II тысячелетие до н. э.). В эпоху раннего железа шейные обручи из бронзы, железа, золота и серебра знали практически все древние племена Евразии - кельты, германцы, древние славяне, балты, угро-финны, древние иранцы, которыми гривна рассматривалась не только как украшение, но, прежде всего, как знак власти, богатства… Металлический обруч (особенно выполненный из «солнечного металла» - золота) на шее военачаль-ника, вождя или царя означал, что данный человек является законным носителем власти, полученной им от высшего божества - Солнца. Из глубины веков, например, до нас дошли рельефы, на которых показан момент передачи гривны солнечным божеством переднеазиатским владыкам. Гривны носили не только цари, но и их родственники, сановники, представители аристократии.
Следовательно, изображение гривны на изваянии позволяет предполагать, что мужчина является носителем обожествленной власти - вождем или царем. И одновременно воином. Справа к его широкому поясу подвешен острием вперед боевой топор, а слева - налучие (футляр для лука и стрел) с торчащим из него сложносоставным луком. Подобные луки были широко известны в Древнем мире. Многие восточные и греческие авторы прямо указывают, что означенные луки, очертаниями своей деревянной основы напоминающие северное побережье Черного моря, были грозным оружием скифов, наводившим в 1-й половине I тысячелетия до н. э. ужас на переднеазиатские государства - Ассирию, Мидию, Лидию, Урарту, даже Египет.
У левого бедра воина изображен острием вниз меч - акинак. Это характерное оружие скифов, а также мидийцев, древних персов и некоторых других народов. Изготовлялись они из железа и значительно превосходили по качеству бронзовые мечи и кинжалы. С течением времени форма навершия и перекрытия акинаков менялась, что позволило ученым их классифицировать. По предметам, сопутствующим мечам, установлено время бытования всех типов мечей. Акинак прохладненского изваяния датируется в пределах VI века до н. э. К поясу воина подвешена также плеть, свидетельствующая о том, что он был еще и всадником» .
Следовательно, изображение обнаженного по пояс знатного воина изготовлено скифами в VI веке до нашей эры. По сведениям знаменитого историка Геродота, « скифы прежде жили в Азии, затем были вытеснены в Европу массагетами. Перейдя реку Аракс (Волгу), скифы частью изгнали, частью истребили живущих в Причерноморье киммерийцев, а затем через Кавказ прорвались в Переднюю Азию, где владычествовали в течение 28 лет. Потерпев в начале VI века до н. э. поражение от мидян, скифы вернулись в Предкавказье. Они являлись прекрасными наездниками и стрелками из лука. Стремительные атаки скифской конницы, осыпавшей врага тучей стрел, заставили отступить даже персидского царя Дария, который в конце VI века до н. э. во главе полумиллионной ар-мии попытался покорить причерноморских скифов. Победа над персами закрепила за скифам славу непобедимого народа.
В середине VI века до н. э. скифское кочевое население покинуло Северо-Кавказские степи и переместилось в Приазовье, Приднепровье и Крым. Скифы в V-IV веках до н. э. являлись хозяевами степей между Доном и Дунаем. Многие оседлые племе-на, а также греческие города были вынуждены платить скифам дань. К концу III века до н. э. скифы были оттеснены в Крым и на Нижний Днестр пришедшими из-за Дона многочисленными племенами кочевников-сарматов» .
Археолог В. Ольховский уверен, что найденное на территории Кабардино-Балкарии изваяние «воплощает образ конкретного человека, занимавшего высокое положение в скифским обществе, который считался одновременно живым воплощением небесного божества, а также мифического первопредка и первого царя всех скифов» . Устанавливались такие изваяния на вершине курганных насыпей, высота и диаметр которых зависели от социального по-ложения погребаемого.
…Вглядимся в лицо и фигуру скифского вождя - и история приоткроет перед нами свои далекие страницы.