ХАБАЗСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Mar 04, 2015 09:52

Оригинал взят у viktorkotl в ХАБАЗСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Окончание материала
        Опосредованные ссылки на нахождение памятников означенного времени имеются и в другой работе М. Ермоленко - «Могилы седой старины Нальчикского округа Терской области», опубликованной в этом же сборнике. Речь в ней идет о той же местности - ауле Кармовском, где у обрыва древнего русла реки Малка, на правом ее берегу, находится каменоломня, где «жители этого села для собственных надобностей ломают камень песчаник». Возникает вопрос, не та ли это самая каменоломня, откуда значительно ранее были взяты камни, из которых и были изготовлены, к примеру, хабазские и прочие христианские памятники?



Но самое интересное, что рядом с каменоломней были обнаружены могилы, представляющие из себя каменные ящики, а в них - «железные копья в виде копей времен крестносцев, части железных мечей и ножей»; в другом могиле - «череп костяка человека лежал в глиняном горшке, видимо, специиально приспособленном для се-го и поваленным на бок, так что отверстие его приходилось на го-лову, всю покрывая ее в лежачем положении».

  И абзац, который нам более всего интересен: «Таким образом было найдено более 10 могил, …все небольшого размера, так что невольно является вопрос: какого племени здесь покоятся останки? Уж очень невелики эти могилы! Является и другая мысль: не крестоносцы ли дети сложили здесь свои головы?» Кстати говоря, да-лее в этой статье М. Ермоленко рассказывает о могильниках, найденных у «аульчика Хабас, приписанном в полицейском отношении к Кармову», но скорее всего они более ранние, чем интересующие нас.





И. М. Чеченов убедителен, когда утверждает, что жанхотекские кресты и каменномостские вероятнее всего изготовлены одними и теми же мастерами. Сегодня, когда нам достоверно известно, что в означенном районе, а именно на горе Калеж, что прямо за селением Каменномостское, находилась крупнейшая мастерская по изготовлению малой христианской пластики (см. материал «Епископия Ахохия» в книге «Ключи от мира тайн мертвых». Нальчик, 2011), нетрудно предположить, что существовала и не менее крупная каменотесная мастерская. Располагаться она могла или здесь же, но скорее всего (по причине отсутствия на «калежке» необходимого для обработки материала) поблизости - то есть внизу, у речки. Более того - с немалой степенью вероятности можно утверждать, что такая каменотесная мастерская была не одна: ведь селение Заюково, славящееся несметным обилием розового вулканического туфа (а именно из него изготовлено большинство крестов), куда ближе (практически рядом) к Жанхотеко, чем Каменномостское.
      Изготовленные же в Каменномостском кресты (а судя по всему их производство в буквальном смысле было поставлено на поток) доставлялись в ближайшие места (в частности, Хабаз), где компактно проживали христиане, и предназначались, с большой степе-нью вероятности, прежде всего (а может и только) для установки на могилах почивших соплеменников. Согласно нашей версии, франгов и тех, кто принял их религию, с немалой степенью вероятности - католическую.



О том, что кресты были установлены на кладбищах, говорят оставшиеся на них следы природного воздействия: ветров, снега, дождя. А относительно жанхотекских это вообще не подлежит сомнению. «Формы и характер обработки поверхности крестов, отмечает И. М. Чеченов, явно указывают на то, что первоначально они стоя-ли вертикально, на определенном расстоянии друг от друга; причем, судя по длине грубо отесанной части их клиновидных оснований, они вкапывались в землю на относительно небольшую глубину. Почти на всей поверхности крестов, за исключением их небрежно обработанной части оснований, прослеживаются следы окатанности и выветренности. Эти особенности также свидетельствуют о том. что в течение какого-то более или менее значительного времени кресты стояли на открытом месте».





К слову будет сказано, количество каменных крестов в районе селения Жанхотеко исчисляется, без всякого преувеличения, многими сотнями - при вспашке почвы, как рассказывал нам местный тракторист, его плуг вытащил на поверхность сразу три штуки. Когда копали силосную яму, обнаружили еще несколько. Хорошо со-хранившийся крест с узорами по правую и левую стороны и полу-месяцем в верхней части мы сфотографировали в зарослях кукурузы на одном из частных подворий. Нам показывали части крестов, которые стали, как бы печально это не звучало, частью каменных оград. Жанхотекцы утверждают, что они их нашли уже разломанными. И это вполне объяснимо: пришли завоеватели (без сомнения, это были войска Тимура), кресты были повалены (тем более, что для этого не надо было прилагать больших усилий). А большей частью разбиты на части. И касается это не только Жанхотеко, но и Каменномостского, и Хабаза, где, правда, несколько крестов сохра-нилось в их первоначальном виде. И оказались разбиты уже в наше время, причем один из последних сохранившихся - с удлиненным нижним концом, вероятно, западно-христианский - был вывез в Карачай. Известно нам со слов Магомета Джаппуева и о другом сравнительно недавнем случае, когда при прокладке дороги в селение Безенги было обнаружено множество плит с выбитыми на них крестами. Все эти надмогильные камни были заложены в полотно дороги и засыпаны гравием. Бульдозерист, проделавший эту работу, и сейчас может указать примерное место нахождения крестов.     Печально, что все эти многочисленные исторические памятники, могущие приоткрыть страницы нашего общего прошлого, сгинули безвозвратно во времени, не введены (и уже никогда не будут введены) в научный обиход.



Итак, позволим сделать некоторые обобщения и выводы, в чем нам поможет статья П. Кузьминова и Ю. Храмцовой «Становление и развитие христианства в Кабардино-Балкарии в эпоху средневековья и нового времени», опубликованная в только что вышедшем десятом выпуске (часть вторая) «Исторического вестника» института гуманитарных исследований (Нальчик, 2012).
Период католической христианизации на Северо-Западном и Центральном Кавказе составляет чуть более двух веков - где-то с 1260 года по 1470 год. Известный ученый Самир Хотко, автор ста-тьи «Генуэзцы в Черкесии» («Эльбрус». 1999, № 1) еще более конкретен: 1266-1475, исходя в своей датировке от основания Каффы генуэзцами и ее взятия османской армией.
     Генуэзцы (в середине XI века Генуя стала самостоятельным го-родом-коммуной; Генуэзская республика была независимым государством в Лигурии, на северо-западном побережье Апеннинского полуострова) создают в эти годы в Крыму и на Северном Кавказе свои колонии, фактории, поселения, многие из которых становятся своего рода духовными центрами по распространению католичества. Учреждаются церкви, монастыри, епископские кафедры: в 1333 году - миссионерский учебный монастырь в Каффе, в 1439 году - две епископские и одна архиепископская кафедры, целью которых было приобщить к католичеству адыгов. Скорее всего ряд этот могут продолжить миссия, действовавшая при поселении франгов, располагавшемся в районе нынешнего селения Урвань и католический монастырь в районе селения Хабаз.
      Верны или нет наши предположения могут ответить только целенаправленные исследования. Но вот дойдет ли когда-нибудь до них время?..

археология, кавказ, история

Previous post Next post
Up