Жемчужина Тверского края озеро Селигер за последние годы постоянно подвергается "нашествию". Некогда чистый экологический рай стал излюбленным местом для сходок различных диаспор, для съездов прокремлевского движения "Наши", проводились здесь уже слеты лесбиянок и геев. Вот теперь новая напасть - здесь хотят построить завод по переработке железнодорожных шпал.
С недавнего времени обитатели райского места в тревоге - вековому благополучию скоро, как считают местные жители, может прийти конец. Березки, речушки, грибы, ягоды - неброский привычный среднероссийский пейзаж в 400 км от столицы. Даже и не подумаешь, что речь идет о самом экологически чистом месте Европы.
- Раньше здесь стояли датчики ЮНЕСКО, которые фиксировали параметры чистоты воздуха, а потом они пришли в негодность и их демонтировали, но звание самого чистого места так и осталось, - рассказал мне житель села Соблаго Пеновского района Тверской области Борис Судьенков. - Воздух здесь такой - хоть ложкой ешь, грибы и ягоды собираем ведрами.
Не зря именно знаменитое озеро Селигер стало местом проведения самых разных мероприятий. Владимир Путин и Дмитрий Медведев сюда наведываются чаще, чем в любой другой регион. К тому же Тверская область - родина родителей Путина.
Помимо часто гостящих первых лиц, здесь видели Михаила Прохорова (говорят, приезжал на местные озера на «Роллс-Ройсе»), а старший сын экс-мэра Москвы Михаил Лужков и вовсе пустил здесь корни - построил дом для себя и турбазу для вип-отдыхающих. Предки Лужковых родом тоже из Тверской области. Правда, дороги тех, кто прилетает сюда на вертолетах, чтобы побывать на вип-объектах, и обычных дачников редко пересекаются.
Но с недавнего времени обитатели райского места в тревоге - вековому благополучию скоро, как считают местные жители, может прийти конец. Первыми признаками стали черные железнодорожные шпалы, которые выстроились здесь 5-метровой стеной в радиусе ста с лишним метров прямо на фоне густого леса. Этот железнодорожный утиль обработан опасным химическим соединением - креозотом, предохраняющим дерево от гниения. Его воздействие особо негативно сказывается на человеке и природе. По нашей странной логике, именно в самом чистом месте собираются перерабатывать самый грязный материал.
- Нам этот завод подсунули, можно сказать, втихаря, - рассказывают местные. - Просто однажды мы проснулись и увидели эту гигантскую свалку.
Но местные жители - в основном московские пенсионеры-дачники - развили такую деятельность, что маленький поселок Соблаго прогремел на всю страну. Разослали письма и запросы везде, куда только могли, и даже провели свое собственное расследование.
- Рядом со свалкой - никаких табличек и опознавательных знаков, только из разговоров с водителями большегрузов мы поняли, что шпалы свозят сюда чуть ли не со всех регионов страны. А один из водителей нам даже рассказал, что часть доставляют даже из Финляндии - финны избавляются от этого ядовитого хлама забесплатно, а здесь на переработку отходов государство выделяет немалые деньги. Так буквально из ничего и получается неплохой бизнес, - рассказывают местные.
Здесь будет завод?
Хозяева будущего завода на глаза местным жителям не показываются, на встречу с народом явился только управляющий - наемный человек из местных. О собственнике известно только, что это некое ООО «Снабженец», зарегистрированное в Ярославле и связанное с нефтепереработкой. Из остатков шпал они собираются производить поддоны для нефтепродуктов.
Управляющий заверил, что все последствия просчитаны, а технологии отработаны. Правда, проект и расчеты так и не показал - ни местным жителям, ни даже властям.
- Сейчас принято решение, что, прежде чем будет начата стройка, предприятие должно пройти экологическую экспертизу, - говорит глава Пеновской районной администрации Владимир Худяков.
У него, как у всей местной власти, сейчас положение тоже не сахар - оказались между двух огней: завод обещает дать рабочие места, а жители готовы идти против его строительства до конца. Есть шпалы, но куда они приведут, пока никто не знает.
http://www.tvernews.ru/folk/98738/