Между тем, в свежем номере журнала "Арион" напечатаны мои размышлизмы о хайку и трехстишиях под названием "Говорим ли мы по-японски?". Боюсь, что не всем нашим хайдзинам направление моих мыслей понравится. Ну, что ж... У всех направления разные.
если судить "брутто", то Вы, наверное, правы. общий выход, как говорим мы. химики, повысился. но даже если Ветка бамбука разрастется до размеров ветки баобаба, то количество в качество все равно не перейдет. это же касается и всего остального - конкурсов и прочего. я смотрю на публикации в журналах не профильных. не в Улитке или Хайкумене, которые читают только любители хайку и те, кто их пишет (этих, последних, к сожалению, большинство). а обычных "толстых", вроде "Знамени" или "Нового мира" или того же "Ариона". надо не вариться в "собственном соку", идти в те издания, для которых хайку или танка просто стихи. показывать их тем редакторам, которые ничего не знают ни о саби, ни о ваби, ни о каруми. вот их надо убедить. Вы можете мне назвать хоть пяток книг современных русских хайдзинов, которые за последние пять лет вышли в серьезных российских издательствах? в серьезных вроде АСТ или ЭКСМО или им подобных. не можете. никто не может. пишет ли серьезная лит. критика о феномене русских хайку? и не думает писать. о чем все это говорит? то-то и оно. а писать в ветке бамбука может кто угодно. там редактора нет. безусловно, она тоже нужна. это и обсуждать нечего. но это, с позволения сказать, одна из нижних ветвей на дереве. надо лезть выше.
наверное, скажу крамольную мысль-я считаю, что совсем необязательна (хотя и желательна как любая популяризация поэзии) публикация хайку в солидных поэтических журналах, где несколько страничек с хайку будут неминуемо "размыты" другими поэтическими направлениями, давно и успешно сформированными и привычными и для поэтов и для читающей публики. к тому же - и человек, только проявляющий интерес к хайку и опытный хайдзин прежде всего наберет в поисковике слово "хайку", а не поэзия или поэтический журнал, где среди миллионов ссылок будет искать слово хайку. и поисковик даст ему ссылки на специализированные хайкуресурсы, где в концентрированном виде будут истоки направления, лучшие образцы, теория и практика, современные авторы, критические статьи и конкурсы. поэтому специализированные сообщества танка и хайку во всем своем многообразии, в т.ч. и печатные и интернетресурсы, это,на мой взгляд, наиболее оптимальный формат развития хайку на данный момент с учетом российских реалий и поэтических традиций. наверное, это признаки нашего времени, что все вычленяется, концентрируется и это правильно,на мой взгляд. повторюсь, отказываться от публикации в поэтических журналах неразумно, но это не единственный показатель востребованности. я помню,Михаил, наш разговор и Ваши вопросы - А вы,ваше поколение, что издали в солидном формате/издательстве,где печатаетесь? но могут быть разные причины издания или неиздания- административные или финансовые ресурсы, прошлые заслуги или имя на слуху, предпочтения редактора журнала и редакционная политика, личное знакомство в конце концов-все может играть роль в выборе издательством и редакцией автора, а не только талант и востребованность. и я бы не стала с таким пренебрежением говорить ни о Ветке ни о других, как Вы их назвали, "низких ветвях" отечественного хайкудерева -это полноценные деревья с уже мощной и все еще растущей кроной, со своими традициями и поклонниками , только вот с хайкуолимпа, наверное, их не разглядишь..:)
убежден, что настоящие стихи никакими направлениями не "размоешь". возьмем, к примеру, стихи Басе или Бусона. что-то я не вижу, чтобы их размыло какое-либо направление. поначалу Маркова или, еще раньше, Конрад не печатали переводы японской классики ни в каких Хайкуменах и Улитках. беда в том, что наше хайку-сообщество превратилось в аквариум. сами пишут, сами публикуют и сами друг друга обсуждают. полная автономия и от читателей, и от критиков, и от издателей. что касается издания. вне всякого сомнения сейчас книгу стихов издать трудно, но уж послать стихи в журнал не представляет никакого труда. не сомневаюсь, что хорошие стихи возьмут. не с первого так со второго раза. не со второго так с третьего. я приходил во все журналы и во все издательства, что называется, "с улицы". у меня не было (да и сейчас, по большому счету, нет) никаких знакомых. кроме упорства тут нужно только одно - еще упорство и, само собой, хорошие стихи. безусловно - отослать стихи в родную и почти домашнюю Хайкумену куда как проще. там все друг другу братья под вишнями в цвету:-) там зачтется и киго, и ваби, и саби. а в каком-нибудь "Новом мире" или "Знамени" редактор на все это внимания не обратит и посмотрит только существо стихов. как иногда говорят "цепляет или нет". и если все время не поднимать планку самому себе, стараясь достучаться до читателя далекого от хайку, то эта планка упадет, в конечном итоге, ниже плинтуса. что до хайку-дерева, то тут у меня нет никакого пренебрежения это Вы меня не так поняли. оно должно быть. но только как первый шаг.
Михаил, а чем Вас "Хайкумены и Улитки" обидели, чтобы говорить о них с таким явным пренебрежением?
и пожалуйста, расскажите подробнее о "существе стихов", которое является всем редакторам, независимо от компетентности непосредственно в хайку-теории! Это очень интересно было бы узнать. и почему только в "Новом мире" или "Знамени"? Так ведь и в какой-нибудь "Спортивный вестник", глядишь, можно было бы запросто стишата пристроить - и киго, и ваби, и саби побоку, главное упорство...
сила Хайкумены и Улитки в том, что там сконцентрированы люди, заточенные во многом под хайку, живущие этой поэзией,подвижники, с которыми можно обсудить стихи и посоветоваться. чего не скажешь о редакторах солидных журналов,которым без разницы, но главное что в три строки, а если еще по слогам что-то похожее выходит-так точно хайку:) кто из них будет вдаваться в подробности чужой и непонятной поэзии? чего далеко ходить-по ссылке Виктора редактор взял в публикацию стихи, на мой взгляд, имеющие отдаленное отношение к хайку - но даже если и это не брать в расчет, то стихи неоднозначны-но их же пропустила редакция и под названием "хайку".. так что редакционное "добро" зачастую еще не повод считать публикацию произведения заметным поэтическим событием:). а бывает, что хороший поэт "забьет" на эту суету-искать издательство, журнал, продвигать свои стихи и будет писать в Хайкумену, Ветку или у себя в ЖЖ и хуже от этого стихи не станут. да и читателей у него благодаря интернету тысячи. да и родная и почти домашняя Хайкумена или Ветка блюдут свое реноме и отсеют литературный шлак-так что я бы не стала недооценивать их школу. а что касается МКХ-так там вообще в жюри люди, далекие от местечковых симпатий и антипатий и их оценка,как профессионалов, действительна важна. а если неправильно поняла про хайкудерево-извиняйте:)
Reply
к тому же - и человек, только проявляющий интерес к хайку и опытный хайдзин прежде всего наберет в поисковике слово "хайку", а не поэзия или поэтический журнал, где среди миллионов ссылок будет искать слово хайку. и поисковик даст ему ссылки на специализированные хайкуресурсы, где в концентрированном виде будут истоки направления, лучшие образцы, теория и практика, современные авторы, критические статьи и конкурсы. поэтому специализированные сообщества танка и хайку во всем своем многообразии, в т.ч. и печатные и интернетресурсы, это,на мой взгляд, наиболее оптимальный формат развития хайку на данный момент с учетом российских реалий и поэтических традиций.
наверное, это признаки нашего времени, что все вычленяется, концентрируется и это правильно,на мой взгляд. повторюсь, отказываться от публикации в поэтических журналах неразумно, но это не единственный показатель востребованности. я помню,Михаил, наш разговор и Ваши вопросы - А вы,ваше поколение, что издали в солидном формате/издательстве,где печатаетесь? но могут быть разные причины издания или неиздания- административные или финансовые ресурсы, прошлые заслуги или имя на слуху, предпочтения редактора журнала и редакционная политика, личное знакомство в конце концов-все может играть роль в выборе издательством и редакцией автора, а не только талант и востребованность.
и я бы не стала с таким пренебрежением говорить ни о Ветке ни о других, как Вы их назвали, "низких ветвях" отечественного хайкудерева -это полноценные деревья с уже мощной и все еще растущей кроной, со своими традициями и поклонниками , только вот с хайкуолимпа, наверное, их не разглядишь..:)
Reply
что касается издания. вне всякого сомнения сейчас книгу стихов издать трудно, но уж послать стихи в журнал не представляет никакого труда. не сомневаюсь, что хорошие стихи возьмут. не с первого так со второго раза. не со второго так с третьего. я приходил во все журналы и во все издательства, что называется, "с улицы". у меня не было (да и сейчас, по большому счету, нет) никаких знакомых. кроме упорства тут нужно только одно - еще упорство и, само собой, хорошие стихи. безусловно - отослать стихи в родную и почти домашнюю Хайкумену куда как проще. там все друг другу братья под вишнями в цвету:-) там зачтется и киго, и ваби, и саби. а в каком-нибудь "Новом мире" или "Знамени" редактор на все это внимания не обратит и посмотрит только существо стихов. как иногда говорят "цепляет или нет". и если все время не поднимать планку самому себе, стараясь достучаться до читателя далекого от хайку, то эта планка упадет, в конечном итоге, ниже плинтуса.
что до хайку-дерева, то тут у меня нет никакого пренебрежения это Вы меня не так поняли. оно должно быть. но только как первый шаг.
Reply
и пожалуйста, расскажите подробнее о "существе стихов", которое является всем редакторам, независимо от компетентности непосредственно в хайку-теории! Это очень интересно было бы узнать.
и почему только в "Новом мире" или "Знамени"? Так ведь и в какой-нибудь "Спортивный вестник", глядишь, можно было бы запросто стишата пристроить - и киго, и ваби, и саби побоку, главное упорство...
Reply
да и родная и почти домашняя Хайкумена или Ветка блюдут свое реноме и отсеют литературный шлак-так что я бы не стала недооценивать их школу. а что касается МКХ-так там вообще в жюри люди, далекие от местечковых симпатий и антипатий и их оценка,как профессионалов, действительна важна.
а если неправильно поняла про хайкудерево-извиняйте:)
Reply
Leave a comment