Становление образа Дворца Советов в проектах Б.Иофана. Часть 2.Окончание конкурсного проектирования

Oct 05, 2009 10:41



Б. Иофан. Второй закрытый конкурс на Дворец Советов. Проект,  принятый в основу. Перспектива, вариант. 1933


Первый тур закрытого конкурса проходил в марте-июле 1932 года. В нем участвовало 12 авторских групп:

  1. Братья Веснины.
  2. Гинзбург - Гассенпфлуг - Лисагор.
  3. И. Голосов
  4. Щуко - Гельфрейх,
  5. Н. Ладовский
  6. Алабян - Мордвинов - Кочар - Симбирцев
  7. Додица - Душкин
  8. И. Жолтовский
  9. Жуков - Чечулин - Куровской
  10. Б. Иофан
  11. Г. Людвиг
  12. Бригада студентов ВАСИ под рук. А. Власова

Кроме того, на конкурс было представлено 10 проектов, выполненных в инициативном порядке.



Б. Иофан. Первый закрытый конкурс на Дворец Советов. Перспектива, вариант. 1932

Проект Б.М. Иофана для этого конкурса был разработан им при участии А.И. Баранского, Б.В. Поляцкого, Я.Ф. Попова и Д.М. Циперовича. В нем получили свое дальнейшее развитие идеи, заложенные в проектах предыдущих туров, с учетом уточненных требований заказчика (Постановление Совета Строительства от 28 февраля 32 г.). В  каких же направлениях движется творческая мысль архитектора?

1. Прежде всего, Иофан отказывается от отдельно стоящей башни и парадного двора, окруженного колоннадами.

2. Объемы Большого и Малого залов приближаются  друг к другу, но существуют еще раздельно.

3. Доминирующее положение занимает Большой зал. Он помещается на трапециевидный в плане стилобат. Для связи стилобата с улицей запроектированы многие лестницы, а также четыре пандуса, направленные в разные стороны. Обращенный в сторону Кремля главный вход Дворца акцентируется двухъярусным портиком строгих форм.

4. Сзади в уровне улицы к стилобату примыкает полукруглый открытый амфитеатр Малого зала.

Можно заметить, что этом этапе автор не увлекается излишней детализацией проекта, для него главное выявить основные проектные идеи, которые бы наилучшим образом решали все поставленные задачи. Таким образом, в проекте 1-ого тура закрытого конкурса:

1. Решены задачи открытого расположения и хорошей обозреваемости здания.

2. Обеспечена высокая скорость загрузки и эвакуации людей (что особенно важно, учитывая огромную вместимость Большого зала).

3. Композиция приобрела черты компактной с высотным развитием.

4. Задача скульптурного завершения осталась нерешенной.

По результатам этого тура Совет Строительства отмечал значительное улучшение качества проектов, однако выбор не был сделан и на этот раз. Было решено организовать еще один тур, для участия в котором было отобрано 5 лучших проектов.


Б. Иофан. Второй закрытый конкурс на Дворец Советов. Проект, принятый в основу. Перспетива, вариант. 1933

Второй тур закрытого конкурса проходил в августе 32 - феврале 33 года. В нем участвовали 5 авторских групп:

  1. Группа Иофана.
  2. Братья Веснины.
  3. Щуко­-Гельфрейх.
  4. Алабян-Мордвинов-Симбирцев-Додица-Душкин.
  5. Жолтовский-Щусев.

Проект для этого тура был выполнен Иофаном уже с участием целой группы проектировщиков, в том числе: архитекторов А.И. Баранского, Я.Ф. Попова, Д.М. Иофана (старшего брата архитектора), Д.М. Циперовича, С.А. Гельфельда, Н.П. Заплетина, В.П. Поляцкого; скульптора П.В. Митковича, модельщика Ф.В. Челнокова (была изготовлена модель Дворца); инженеров Д.А. Касаткина, Е.И. Курчана.

На этом этапе:

1. Завершается работа по объединению всех элементов комплекса в единый архитектурный организм.

2. В композицию Дворца вводится прямоугольный объем.

3. Малый зал получает покрытие.

4. Решается задача скульптурного завершения ДС,

5. Детально прорабатываются фасады.

Большой и Малый залы объединяются друг с другом при помощи единого прямоугольного объема, который дает переход от стилобата к высотной части. Сохраняет доминирующее положение и получает дальнейшее развитие Большой зал. Это огромный круглый амфитеатр на 20 000 человек, перекрытый куполом и окруженный кольцевым кулуаром. Сзади к нему примыкает Малый зал полукруглой формы на 5000 человек. Над Большим залом возвышается динамическая композиция из трех уступчатых ярусов-цилиндров. Общая высота сооружения - 250 метров.

ДС получает, наконец, скульптурное завершение - небольшую статую, поставленную эксцентрично: на продольной оси здания, ближе к главному фасаду. Эскиз-идея иллюстрирующая формирование этого авторского замысла, приведена на рисунке.



Б. Иофан. Эскиз-идея скульптурного завершения ДС

Не осталась без внимания и проблема фасада. Каждому ярусу высотной части Иофан придает выразительную пилонную обработку, создавая поверхность, богато насыщенную светотенью. Прямоугольная нижняя часть окружается со всех сторон колоннадами упрощенного «иофановского» ордера. Обращенный к Кремлю главный фасад решается теперь в виде красивой вогнутой колоннады, к которой подводит многомаршевая парадная лестница. Существовал и вариант главного входа, решенный в виде прямоугольного курдонера.

Таким образом, ДС представляет теперь компактный высотный объем. Все композиция отличается уравновешенностью основных масс и в то же время динамична, что подчеркивается вертикальными членениями высотной части. В дальнейшем Иофан с соавторами еще более разовьют эту тему, добившись своеобразного «телескопического» эффекта. Здесь мы уже наблюдаем не просто удачные авторские находки. Здесь предстает перед нами в оформившемся виде уже индивидуальный авторский стиль, тот стиль, который в последующем назовут "иофановским". Мог ли он сформироваться в 1931 году, на этапе Предварительного конкурса? Думаю, вряд ли.

Неверно воспринимать эту статью как восхваление проектов Иофана и умаление проектов других авторов. Просто в ее задачи не входит сравнение проектов ДС разных авторских групп. Даже краткий такой анализ - отдельная задача большого масштаба и сложности. Другие авторы дали целый ряд блестящих решений, некоторые них,  возможно, были использованы Иофаном при разработке окончательного варианта. В этом нет ничего ненормального, об использовании лучших частей других проектов говорилось и в Постановлении Совета Строительства от 10 мая 1933 года. Характер и степень таких влияний - вопрос тонкий, формальные аналогии здесь не годятся. Об этом подробнее скажем ниже.

Можно ли выделить какие-либо особенности проектной работы Иофана, особенности которые способствовали его успеху? Назову два фактора: преемственность и последовательность. Преемственность. При всех отличиях проекта, принятого в основу, от проектов предыдущих туров, все они оказываются генетически связаны между собой. Основные концептуальные идеи были найдены архитектором уже в первых турах и в дальнейшем постоянно развивались и совершенствовались, с учетом уточненных требований заказчика. Последовательно проводимая работа по решению образно-художественных и функциональных задач позволяет говорить о наличии здесь единой творческой линии. Всё это, думается,  сыграло свою роль и позволило Борису Михайловичу добиться успеха в творческом соревновании.

По результатам конкурса 10 мая 1933 года Совет Строительства принимает следующее Постановление:

«1. Принять проект тов. Иофана Б. М. в основу проекта Дворца Советов.

2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.

3. Поручить тов. Иофану продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов.

4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».

Этим закончился конкурсный этап проектирования ДС, который продолжался более двух лет, с февраля 1931 по май 33 года.

До сих пор неясно, кому именно принадлежала идея увеличения размеров скульптуры Ленина и трактовка ДС как пьедестала для нее. Одно можно сказать точно - не Иофану. Это решение оказало существенное влияние на весь последующий ход проектирования: оно повлекло за собой серьезную и длительную доработку проекта, трансформацию объемно-пространственной композиции ДС и существенно усложнило его техническую реализацию. Об этом - в следующей части.



Б. Иофан. Второй закрытый конкурс на Дворец Советов. Проект,  принятый в основу. План. 1933



Б. Иофан. Второй закрытый конкурс на Дворец Советов. Проект,  принятый в основу. Продольный разрез. 1933



Б. Иофан. Второй закрытый конкурс на Дворец Советов. Проект,  принятый в основу. Поперечный разрез. 1933



Б. Иофан. Второй закрытый конкурс на Дворец Советов. Проект,  принятый в основу. Интерьер Большого зала. Рисунок А.И. Баранского. 1933

Иофан, r_нереализованные проекты, 1930-е годы

Previous post Next post
Up