34. Москва. Классика советского авангарда: Дворец культуры ЗИЛ.

Feb 26, 2008 12:09



Классический памятник советского конструктивизма - первый в Москве рабочий Дворец культуры. Писать о нём трудно, - образец хрестоматийный, его история упоминается во всех книгах по советской архитектуре. Заложен в 1931 году в Ленинской слободе, на территории бывш. Симонова монастыря. К этому времени в районе, на бывшей дореволюционной окраине Москвы складывается уже конгломерат промышленных предприятий. Инициаторами возведения Дворца выступили рабочие завода «Динамо».

Кросс-пост: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/315041.html





В марте 1930 г. Московский областком профсоюза металлургов объявил открытый конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района. Первый тур длился до июля того же года. Свои проекты представило большинство из тогдашних творческих объединений: ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА, МАО, ЛОА, МВТУ, ЛИГИ, ВХУТЕИН. В сентябре-октябре 1930 г. по изменённой программе проходит второй закрытый тур конкурса, в нём участвуют ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА, ЛИКС (ЛИГИ). Не подводя итогов прошедших конкурсов, заказчики обратились к братьям Весниным, которые, использовав материалы конкурса, сделали свой проект. Комплекс включал в себя: малый театральный корпус на 1000 чел., связанную с ним клубную часть и отдельно стоящий большой театральный корпус на 4000 человек - Дворец замышлялся грандиозным. В проекте большого театра (от него отказались в ходе строительства) Веснины в целом повторили свой проект харьковского театра массового музыкального действа, выполненный незадолго до этого.





Фасад театрального корпуса

Вход в клубную часть

Северная часть клубного корпуса



Композиция здания раскрывается не сразу, для этого надо обойти его вокруг, оценить смену ракурсов с разных точек, зайти вовнутрь. Тогда начинаешь понимать замысел проектировщиков: "Основной принцип , которым мы руководимся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, - это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путём применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца... При решении архитектуры Дворца мы стремились не маскировать внутреннее пространство, а а выявлять его на фасаде (плоскость фасада с полукруглым стеклянным эркером и т.д.".

"Мы стремились найти образ пролетарского Дворца культуры, дать простые, ясные формы, благородные соотношения масс, объёмов, плоскостей, проёмов в единстве деталей и целого, в единстве внутреннего пространства и внешнего оформления… Фойе малого и большого театра решено по принципу переливающегося пространства, дающего богатство впечатлений от постоянно меняющихся перспектив и от постоянной смены пространственных величин". (бр. Веснины).

Свидетельство современника: «Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого цвета и раздвигал ночь... Мы шли по широким лестницам, и цветы белых флоксов, стоявшие по сторонам ступеней, задевали нас и осторожно покачивались. В потолках сиял невидимый свет. Казалось, что огромное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии…». (К. Паустовский). В соответствии с идеями тех лет, ДК должен был резко выделяться из своего окружения, по-существу противостоять ему: в печати тех лет эту стройку называли «культурным Днепростроем». Чтобы освободить площадку для строительства, были разобраны исторические части стен и башен Симонова монастыря. Строили ДК долго, с 1931 по 37 год. В ходе первой очереди строительства, к 33 году, построили малый театральный корпус; второй очередью, в 1937 г. возвели клубный корпус.





Парковый фасад клубного корпуса.

Ротонда в центре паркового фасада.

Южная часть клубного корпуса

Кирпичное, покрытое темно-серой терразитовой штукатуркой здание, имеет свободный план. Главный фасад организован с северной стороны: здесь расположены входы в театр, в клубную часть и в библиотеку. Перед северным фасадом распланирована парадная площадь. Боковой фасад выходит на Восточную ул. - с этой стороны расположены кассы театра. Парковый фасад обращен в сторону реки и акцентирован по центру остеклённой полуротондой на столбах.

Осмотрим здание с северного фасада. Слева расположен прямоугольный, симметричный в плане театральный корпус. По своему построению он напоминает ДК им. Горбунова в Филях, хотя компоновка масс здесь немного другая. На фасаде доминирует огромный выпуклый остеклённый эркер на двух тонких столбах, за которым располагается главное театральное фойе. Справа к нему пристроен вытянутый соединительный корпус, по центру которого - главный вход в клубную часть. Слева от этого входа был сквозной проход через здание (впоследствии застроен). Тему выпуклого эркера поддерживает здесь горизонтальный ряд маленьких эркеров на третьем этаже. Справа композицию завершает клубный корпус, вытянутый по оси север-юг. В нем были расположены библиотека-читальня и читальный зал на 135 мест, двухсветный выставочный зал, помещения для кружковой работы, лекционная аудитория на 250 мест, научно-технические кабинеты, малый киноконцертный зал. Снаружи силуэт клубного корпуса активно формируют астрономическая обсерватория и надстройки эксплуатируемой кровли.





Фойе клубного корпуса.

Интерьер ротонды.
Здесь располагался зимний сад.

Задний фасад театрального корпуса

Весь первый этаж соединительного корпуса занимает пространство главного фойе, пройдя через него направо и поднявшись на несколько ступенек вверх попадаем в полукруглую ротонду, облицованную серым мрамором - композиционный центр всей Т-образной части здания. Когда-то здесь располагался зимний сад. Через двери в центре ротонды (к сожалению, первоначальные двери нигде не сохранились, заменены в 70-х годах) по эффектной полукруглой лестнице выходим в сад - один из немногих примеров того времени, где реализована популярная идея вхождения архитектуры в ландшафт. Парковая часть не сложилась, только намечена. По проекту вся прилегающая местность общей площадью 65 га превращалась в парк со многими затеями, в том числе со спортивными сооружениями. В возвышенной части можно было устроить смотровую площадку, в пойме разбить отличный партерный парк, включив реку в общую композицию. Можно представить, насколько органично выглядели бы постройки Дворца на фоне воды и зелени.

К сожалению этим планам не суждено было реализоваться. Кстати идея архитектурного оформления набережных, появившаяся в Генплане Москвы 35 года, активно реализуется как раз во второй половине 30-х. Но сюда она, видимо, не дошла, - эти места были в ту пору на самой окраине города. Спортивный комплекс «Торпедо» в пойме построен уже в 60-х годах, к сожалению, его авторы «не замечают» ДК и не делают попыток композиционно связать с ним свои сооружения. За долгие годы склон холма зарос деревьями, оказался захламлен гаражами и прочими неказистыми строениями. Южнее начинается территория Ленинской нефтебазы и промзона завода «Динамо», места совершенно дикие, поглотившие улицы, где располагались домики Симоновой слободы. Невзрачная застройка 60-х годов на другом берегу реки по Дербеневской наб. заслонила виды глубинного Замоскворечья, - смотреть теперь особо не на что.





Общий вид ДК.

Восточный фасад театрального корпуса.

Памятная доска на здании.

На протяжении своей истории Дворец несколько раз ремонтировался: в 40-х, в 50-х и в 70-х годах. Был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменены на тяжелую люстру, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр. Подобным образом были "украшены" интерьеры фойе, вестибюля и других помещений. Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах арх. П. Зиновьевым, Р. Алдониной, О. Лебедевой, при этом были в основном убраны прежние наслоения. Все эти переделки сейчас смотрятся вполне тактично и не нарушают художественной цельности образа.Известный диссонанс вносит лишь ограда затейливого рисунка вокруг здания, никак не гармонирующая с его строгими формами.

Архитектура Дворца гармонична и выразительна. Умело скомпонованные простые геометрические объемы, лишённые внешнего декора, уравновешенная система размещения оконных проёмов, - всё это создаёт яркий и выразительный художественный образ.

Архитектура Дворца целостна и самодостаточна. Даже без оставшегося в проекте большого театрального корпуса , без парковой части и спортивного комплекса, ДК воспринимается как произведение законченное и целостное, организующее вокруг себя пространство .

Архитектура Дворца функциональна и рациональна. Дворец активно действует в течении 70 лет без существенных переделок, не меняя своей первоначальной функции (как многие подобные заведения, Дворец работает теперь в двух независимых ипостасях: как ДК и как концертный зал). Основные идеи, заложенные авторами в свой проект, выдержали испытанием временем, - далеко не всегда такое бывает.

Известно, что конструктивистские постройки, построенные часто из некачественных материалов и лишённые долгие годы надлежащего ухода, к нашему времени в большинстве своём обветшали, многие из них уничтожены или перестроены, другие в аварийном состоянии. Перед нами же одно из немногих хорошо сохранившихся зданий и, в то же время, вершина стиля, по которому мы можем судить о конструктивизме в целом. Всё это делает Дворец культуры ЗИЛ памятником уникальным, по праву занимающим одно из центральных мест в истории советской архитектуры.

Литература.

1. В. Хазанова. Клубная жизнь и архитектура клубов 1917-1941. М., Изд. «Жираф», 2000.
2. И. Чепкунова. Клубы, построенные по программе профсоюзов 1927-1930. Москва, 2006.
3. С. Хан-Магомедов. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. Билингва, "Едиториал УРСС", 2004.
4. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Творческие объединения. Сост. В. Э. Хазанова. Москва: «Наука», 1970.
5. Ю. Александров, К. Жуков. Силуэты Москвы. Москва, Московский рабочий, 1978.
6. Советская архитектура за ХХХ лет. РСФСР. Изд. Академии архитектуры СССР, Москва, 1950.
7. Советская архитектура. 1917-1987. М., Стройиздат, 1987.



Проектная перспектива. Справа неосуществлённый большой театральный корпус. Фото из книги [3].



План осуществлённой части комплекса.



Макет комплекса. Справа неосуществлённый большой театральный корпус. Фото из книги [3].



Фасад театрального корпуса. Справа - соединительный корпус. В центре видны столбы - ещё не застроенный сквозной проход через здание. Фото из книги [7].



Северная часть клубного корпуса Фото из книги [7]/



Театральный корпус. Построен в первую очередь строительства к 1933 году. Фото из книги [3]



Зимний сад в ротонде клубного корпуса. Фото из книги [5].



Клубный корпус. Интерьер ротонды. Фото из книги [2].



Клубный корпус. Читальный зал. Фото из книги [5].



Соединительный корпус. Кафе на месте сквозного прохода через здание. Фото из книги [2].



Ресторан в клубном корпусе. Теперь не существует. Фото из книги [2].



Главное театральное фойе. Фото из книги [2].



Главное театральное фойе в процессе строительства. Третий справа А.А.Веснин. Фото из книги [2].





Главное театральное фойе.
Фото из книги [1].

Главное театральное фойе.
Фото из книги [1].



Театральный зал. Фото из книги [1].



Театральный зал. Фото из книги [1].



Театральный зал после реконструкции 40-х годов. Заменены круги-софиты потолка, в верхней части стен появился декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники.

Веснины, 1930-е годы

Previous post Next post
Up