28. Москва. Нереализованный проект застройки Люсиновской улицы. 1953 год.

Feb 01, 2008 19:05




В 1952 году было утвержден новый Генеральный план Москвы сроком на 10 лет. Одна из его стратегических задач - завершение формирования магистралей и площадей, начатых в довоенные годы. В градостроительной практике продолжает господствовать приём фронтальной застройки магистралей, однако, наряду с ним, начинает применяться глубинная комплексная застройка отдельных жилых массивов. Как пример, можно привести застройку домами повышенной этажности Новоподмосковных проездов, района Комсомольского проспекта и др.

Пост в ru_sovarch: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/305209.html


В 1951-52 г. восстановлены магистральные мастерские, объединенные в институт Моспроект. К.Алабян руководит застройкой Ленинградского шоссе, А. Власов - Юго-Западного района, М. Посохин - района Красной Пресни, М. Синявский - Симоновской наб.

Григорий Захаров в это время - начальник 5 мастерской Моспроекта, этой мастерской поручена разработка южного луча магистрали Север-Юг. Москворецкий мост - Ордынка - Люсиновская - Б. Тульская - Варшавское шоссе - была задумана огромная градостроительная композиция, намеченная ещё в Генплане 1935 года. Знаток и и большой любитель классической архитектуры, сам Захаров таким образом формулирует своё творческое кредо: "Этой согласованности (классического ансамбля) нет в наших ансамблях по застройке улиц и площадей... К нам полностью должен быть отнесен упрек, что мы не город строим, а строим в городе... Решение проблемы ансамблевой архитектуры города начинается не с фасада, а с секции, с плана жилых домов, составляющих основную застройку города".






В 1952-53 гг. уже детально проработана композиция Добрынинской пл., Люсиновской ул., площади Серпуховской заст., спроектированы 14 многоквартирных секций, обеспечивающих около 50 вариантов блокировки. К 1954 году построен первый 10-этажный 4-секционный жилой дом между ул. Павла Андреева и Даниловской пл., однако через год грянула реформа архитектурно-строительного дела и дальнейшее строительство было свернуто.

На Всесоюзном совещании строителей в Москве в декабре 1954 года этот проект застройки фигурировал в качестве одного из объектов критики. Из выступления Хрущева: "Проектируя высотные здания, архитекторы интересовались главным образом созданием силуэта сооружений и не думали, во что обойдется строительство и эксплуатация этих зданий... Арх. Захаров, например, представил проектные соображения по застройке Большой Тульской улицы такими домами, которые своими очертаниями мало чем отличались от церквей. Попросили его объяснить..чем это вызвано. Он ответил: "Мы сочетаем наши проекты с высотными зданиями, необходимо показать силуэт зданий". Вот, оказывается, какие проблемы больше всего занимают т.Захарова. Ему нужны красивые силуэты, а людям нужны квартиры. Им не любоваться силуэтами, а жить в домах нужно!".

13 апреля 1955 г. Г. Захаров уже пишет заявление с просьбой освободить его от обязанностей секретаря ССА. Впоследствии он занимается преподаванием, был проректором, а затем (с 1967 г.) ректором Строгановского училища. В новую систему стилистических предпочтений Захаров по большому счету не вписался, найдя для себя выход в монументальном искусстве. Известен его поздний (1981 г.) проект здания Академии Художеств в Москве, выполненный в ордерных формах.




На фотографии - фрагмент макета, судя по всему, участок в районе Б. Тульской ул. Композиция строго симметрична. Площадь Серпуховской заст. оформляется с севера полукруглыми корпусами с двумя башенками по углам, через парные арки в неё вливаются Мытная ул. и Подольское шоссе, здесь образуется мотив трезубца, излюбленный в классицистической архитектуре. Вдоль Б.Тульской поставлены 16-этажные ступенчатые башни со шпилями, между ними, в глубине - 2-х секционные 10-эт. дома. В конце улицы, видимо у путепровода Павелецкого направления ж.д., устроен парадно оформленный въезд - два угловых дома с полукруглыми коллонадами внизу и небольшими портиками в верхних этажах. Там же установлены парные обелиски, замыкающие бульвары по обеим сторонам проезжей части - возможно в напоминание о находившейся неподалёку Серпуховской заставе.

Из всего этого великолепия сейчас мы можем видеть только реализованный в 1954 году дом по Люсиновской ул., 53/12. Композицию фасада образует ритмический ряд узких ризалитов, по обоим сторонам которых в глубине раположены лестницы, по две на каждую секцию. Два нижних этажа со встроенными магазинами трактованы как цоколь, декоративные элементы сосредоточены, в основном, в 4 верхних этажах: пилястровые портики, треугольные и лучковые фронтончики, красивый карниз большого выноса. Фасад, обращенный во двор в соответствии с традициями того времени почти лишён украшений, только промежуточный карниз между 6 и 7 этажами.

Посмотреть на карте....

Рядом угадываются и другие следы этой крупнейшего градостроительного замысла: дома №58-64 по Б. Серпуховской, №55 по Люсиновской построены, очевидно, по тому же проекту планировки, но оформлены уже гораздо скромнее. Например, дом №55, занимающий важное в градостроительном плане место на стрелке двух улиц, совершенно невыразителен. Интересны две восьмиэтажки №60 и 64 по Б. Серпуховской ул. - ранний опыт панельного строительства. В целом ансамбля здесь не получилось.




Использованная литература:

1. Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов... М., 1955.
2. Зодчие Москвы. ХХ век. М., Московский рабочий, 1988.
3. В. Паперный. Культура Два. М., Новое литературное обозрение, 1996.

r_нереализованные проекты, Захаров Г., градостроительство, 1950-е годы

Previous post Next post
Up