Беатрикс выходит из технического помещения, предоставив Кхану работать, и направляется в аналогичный отсек, расположенный симметрично в комплексе депо. Камера «смотрит» на нее со спины. Она идет быстро, не останавливаясь, но при этом по напряжению фигуры, по рисунку осанки в этот момент становится ясно, что она почти «убегает» оттуда, откуда вышла и в то же время не хочет идти туда, куда идет. Открыв помещения, она входит в совершенно аналогичный только что оставленному зал. Также, как это делал Кхан, она не замедляя шага, подходит к пульту управления и активирует его. Сев в кресло, кажется настолько машинально, что и не заметив этого, она выходит на сеанс связи с Группой слежения. Перед ней на экране крупный план - Адмирал Лукас, по правую руку от него, чуть сзади - Туллий, по левую - Спок. Остальные - на втором плане.
Лукас: Мисс Татиус.
Беатрикс: Сэр... (она, кажется, намерена говорить долго и подробно, набирая для этого воздух, но вдруг точно отменяет свое решение) Первая часть операции выполнена.
Лукас: Безупречно, мисс Татиус. Учитывая сжатость сроков и необходимость соразмерно распределить ресурс времени и сил, выслушайте три рекомендации к дальнейшим действиям. Первое: зафиксируйте подключение к каналу слежения за его отсеком (на экране появляется встроенное окно с трансляцией изображения отсека, где находится Кхан - он по-прежнему за рабочим пультом, сосредоточен, почти не двигаясь внимательно смотрит на экран, только управляя скроллером под правой рукой). Второе: находясь в контакте, старайтесь по возможности чаще использовать телепатический канал. Третье: сохраняйте мужество и спокойствие. А также уверенность в том, что ваши действия при малейшем риске для хода операции будут немедленно скорректированы.
Туллий: В данный момент трудно предположить, в каком ключе будет развиваться контакт в дальнейшем. Тем не менее, помните - «целесообразность», как было сказано, участия донора в операции ни при каких обстоятельствах не должна быть расценена и согласована как возможное вне зависимости от времени участие Акрита в репрессалиях* - наступательных, оккупационных и других акциях организованного вооруженного насилия, инициированных донором и отрядом в его подчинении.
Беатрикс: Учитывая, что в случае неудачного исхода операции Акрит вынужден будет приступить к захвату научно-производственной базы планеты Экзестис и разработок модулей коррекции генома, я полностью согласна, сэр, что жизненно необходимо исключить любое отягощение такого исхода соглашением на иное военное участие.
Спок: Беатрикс, вам необходимо время на индивидуальную концентрацию. Помните о необходимости телепатического контакта. Сохранйте канал визуализации отсека донора включенным.
Беатрикс: Да, мистер Спок. (смотрит на Туллия) Адмирал Туллий, могу я обратиться лично к вам, сэр?
Туллий: Безусловно, можете, мисс Татиус.
Туллий садится за отдельно стоящий пульт и, вдев наушник, переводит сеанс связи с закрытый личный режим.
Беатрикс: Туллий!.. Простите, Адмирал. Но у меня больше не будет возможности обратиться к вам по имени. Туллий. Благородный Туллий. Я хочу просить. Если Звездному флоту придется на каком-то этапе отражать атаку изолированного отряда, я прошу вас, примите командование на себя, возглавьте отряд обороны. Пусть это будет ваш первый корпус. В случае такого сражения, оно должно состояться под командованием лучшего стратега флота. Я с чистым сердцем выполню свою миссию до конца, если буду знать, что мир Федерации в самый критический опасный момент сосредоточен в решениях и действиях того, кто не только доблестен, но и справедлив.
Туллий: (после короткой паузы) Я обещаю вам, мисс Татиус. Ваша просьба неоценима. Какой бы неожиданной в данных обстоятельствах ни была. Беатрикс.
Беатрикс: Именно в данных обстоятельствах. Единственных и последних, не исключающих эту возможность. И еще я прошу - не выключайте наблюдение. Что бы ни было. Будьте на связи. До самого конца.
Беатрикс на секунду прикрывает глаза, выключает личный режим связи, снимает наушник и выключает сеанс переговоров. Еще несколько секунд, не зная, что делать и куда деть себя, она отчаянно человеческим жестом роняет голову на правую руку, ухватившись за край стола.
Диспетчерский центр Группы слежения.
Лукас: (глядя на экран) Что с ней?
Спок: Это пройдет.
Туллий: (через паузу) Ей страшно. Смертельно страшно.
Следующие кадры. Движение планет и светил. По кадрам понятно, что с последней сцены проходит несколько часов. Следующие кадры. Руки. «Взгляд» камеры со стороны самого человека. Наиболее наблюдательные могут заметить, что это - руки Кхана, однако кадры сняты так, что, попади они в трейлер, они вызвали бы не меньше споров, чем высказанное «соприкосновение» через стекло во втором фильме. Руки стремительно переключают опции на пульте управления, на экране появляется изображение криокамер. Перемещая визуальный курсор и увеличивая детали, человек просматривает подробно показатели на экранах каждой в отдельности, номера и имена, присвоенные им и другие показатели. Сохранив это окно открытым в левом верхнем углу экрана, он меняет несколько опций, и изображение технического помещения, в котором находится Кхан, меняется на картину того, в котором в эту минуту Беатрикс. Она также смотрит на монитор. Изображение помещения, где работает Кхан, на ее экране остается неизменным.
Тем временем, человек у монитора на крупном, ближнем для зрителей плане, встает. Следующие кадры. Душевая кабина. В отличие от вырезанной сцены в предыдущем фильме, в кадре также крупный план Кхана из-за его правого плеча, очень сдержанный. В отражении зеркала напротив него видно, как он прижимает к лицу полотенце, кажется с каким-то исполинским усилием, казалось бы, совершенно не соотносящимся с происходящим в данный момент. Точно думая о чем-то другом, он, не отстраняя полотенца от лица, сильнее прижимает его к бровям, потом к глазницам. Лоб его суров, сосредоточен. Камера «подходит» ближе, почти касаясь руки у локтя. Следующие кадры. Те же руки достают из шкафа упаковку и вскрывают герметичную пленку флексокостюма (на любой размер, принимающего форму надевающего), когда-то предназначавшийся для техперсонала. Отправив «криопокрытие» в отсек для отходов, он надевает найденную одежду. Следующие кадры. Шаги по коридору. Камера «смотрит» из-за правого плеча. Снова руки. Они открывают еще до этого ни в одном кадре не появлявшийся отсек. Это хранилище оружия, законсервированного здесь на случай обороны. Руки последовательно достают, проверяют и откладывают наиболее внушительные и современные виды оружия - длинноствольное, два короткоствольных и холодное (разновидность кинжалов). Следующие кадры. Беатрикс смотрит на таймер. 10 часов истекли. Она встает и идет в техпомещение #1, но направляется туда не через коридор, а по указателю «Камбуз» из своего зала. Камбуз - сердцевина жилого отсека. Туда ведут коридоры изо всех жилых и рабочих помещений. Войдя из камбуза в зал, Беатрикс видит, что никого нет. Она проходит в каюту. В ней никого. Заходит в душевую. Понимает, что душевой пользовались. Выходит в коридор, прислушивается. Активирует на браслете на левой руке программу инфракрасного индикатора. Сосредотачивается. Прислушивается «телепатически». Вскидывает голову. Понимает, где он. Индикатор секундой позже улавливает излучение от живого существа и дает его координаты. Беатрикс идет туда. Это арсенал. Кхан, как только слышит ее
Кхан: Дополнительный контроль был включен. Несмотря на требование.
Беатрикс: Это часть моих обязанностей.
Кхан: Нет. Это экстериоризация**. Как сказано в твоем деле, свойственная тебе «способность и потребность нарушать установленные правила и действовать вопреки порядку внешней и внутренней безопасности».
Убирает фазер в ольстру*** за спиной.
Кхан: Способность и потребность, которая, по оценке данных твоего дела, включается в критические моменты и действует прицельно. Остается выяснить, в чем состояло нарушение норм #1.37.434215 и #14.25.164987.
Беатрикс: Всему свое время.
Кхан: И время всякой вещи под небом****. Время расставить всё по местам.
Примечания:
*Репрессалии (старолат. repressaliae, от лат. reprehendere - сдерживать, останавливать) - в международном праве правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. В наше время подобные действия обычно именуются контрмерами, а в случае применения таких мер международной организацией - санкциями (прим. мое)
**Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее (прим. мое)
***Ольстра - от нем. holster "пистолетная кобура" (прим. мое)
****Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Еклессиаст, 3:1-8 (прим. автора)
Беатрикс и Кхан в помещении для технического персонала депо #73, в котором Кхан изучал материалы об Акрите. Камера медленно «обходит» их по кругу - с левого плеча Кхана к правому плечу Беатрикс. Они сидят друг напротив друга. Их позы практически зеркальны. Видно, что они уже какое-то время находятся здесь, и, по всей видимости, это не самое начало разговора. Тем не менее, поскольку камера «застает» их сейчас во время явной паузы и на ключевых фразах, кульминационная часть диалога начинается только сейчас.
Кхан: ...Ничего, что означало бы в чем бы то ни было целесообразную причину участия в операции. Ведь, насколько я понимаю, именно мое добровольное участие рассматривается едва ли ни как элемент формулы искомого терапевтического средства.
Беатрикс: Сопротивление может повлиять на биохимический состав крови. Верно и то, что добровольное участие - элемент формулы жизни.
Кхан: Чьей?
Беатрикс: Любой.
Кхан: (ухмыляется скорее горько, нежели саркастически) Ваша история вас ничему не научила. Здесь и сейчас, когда твое добровольное согласие на участие в бесконечных обобщениях - а именно в этом состоит ваш эксперимент - привело тебя на порог твоей неминуемой гибели, ты продолжаешь обобщать, избегая конкретных явлений и судеб? Добровольное согласие на произвол привело весь ваш мир к тотальному вырождению. Только крайняя степень отчаяния могла дать вам повод надеяться, что я или мои люди пойдут вам навстречу. Поистине, неизвестность и отсутствие времени приводят большинство живых существ к полной потере контроля и разрушению личности. Увы. Исходя из полученных данных, у меня нет никаких оснований участвовать в операции и предоставлять искомый материал на добровольной основе.
Беатрикс: (медленно, с утвердительной интонацией) Таков приговор цивилизации Акрита.
Кхан: Если бы цивилизация Акрита обладала такой же устойчивой способностью к выживанию, какой обладает в продуктивности всех иных видов деятельности, все, возможно, могло бы обернуться иначе.
Беатрикс: Эта способность к прогрессу, развитию и достижениям - может быть поддержана только если следующие поколения здоровых граждан на их основе смогут совершенствовать и защищать достигнутое. Исчезновение цивилизации грозит невосполнимыми потерями.
Кхан: Патология Энно - не плод злого умысла или стороннего воздействия, не следствие чьих-либо злодеяний, не диверсия противников. Будь так, не исключено, я первый был бы на вашей стороне. Но нет. В этой эпидемии в масштабах пандемии - сама суть вашей цивилизации, ее плоть и кровь. Отсутствие закона, который только и может управлять системой, порядка и ограничений - у вас в крови. В вас есть все для того, чтобы цвести пышным цветом и нет ничего, что способствует цветению быть защищенным от излучений светил, от перепадов температур или других воздействий. Инстинкт самосохранения. Атрофирован на той стадии, когда вы разрушили границы между расами древними и молодыми, сильными и слабыми, смешали здоровые гены с патологичными. И получили результат.
Беатрикс: Патогенность не была зафиксирована ни на одном уровне эксперимента. Мы не смогли спрогнозировать формирование.
Кхан: Вы не умеете группироваться. Вы думаете, вас развивает прогресс или вы состоите у него на службе. Это не прогресс. Это прогрессия. Безостановочного, бессчетного, неограниченного преумножения инициатив, идей, «добровольного участия». Ваши законы регулируют не фундаментальные принципы существования, а лишь последствия его свобод. Как бы ни был плодотворен такой мир, его эволюционная ценность равна нулю. Его развитие, поддержание на каждом этапе, каждый шаг, каждый виток развития приводит к самоуничтожению. А это девальвирует всякую ценность. Какой бы высокой она ни была.
Беатрикс: Но есть ли логика в том, чтобы отказываться от этой ценности, не имея возможость спрогнозировать следующий этап развития?
Кхан: (после паузы) Теперь ты ответишь на этот вопрос, не исключая обязательного условия - себя как неотъемлимую часть задачи. Без обобщений и на своем примере все видится иначе, чем в рассуждениях о долгой жизни и всеобщем процветании. Есть ли логика в том, чтобы тебе отказаться от собственной ценности, не имея возможность спрогнозировать следующий этап развития? Иными словами - ты собралась умереть, будучи в состоянии спасти, если не мир, то собственную жизнь, хотя у тебя нет достаточных данных, чтобы спрогнозировать, как стала бы развиваться эта жизнь и также нет данных, чтобы с точностью предсказать, как станет развиваться эксперимент после твоей гибели в Барьере Тира.
Беатрикс: Ради тех, кто ждет на Акрите, а не моего гипотетического будущего, я делаю единственное, что могу. Потому что больше я не могу ничего.
Кхан: Разве их будущее не столь же гипотетично?
Беатрикс: Они еще живы.
Кхан: Ты тоже. Но дело в том, что ты - плод вашей цивилизации, очередного эксперимента селекционеров, типичный представитель вашей смешанной и не способной к выживанию расы - прирожденный самоубийца, не способный выживать самостоятельно, даже обладая всеми достаточными для этого ресурсами.
Беатрикс: Генетические эксперименты, результатами и представителями которых являемся мы оба, начинались до невероятности схоже. Ради создания и жизни лучших живых существ, наиболее способных и сильных. И, сколь ни велика разница в наших способностях к выживанию, мы оба здесь, в одинаковых условиях. Мы закрыты и обречены на гибель. В этом есть логика. Что-то пошло не так.
Кхан: Поэтому (пауза) я выполню требуемое.
Беатрикс поднимает голову и несколько мгновений смотрит на него, не веря своим ушам.
Кхан: Вовсе не переменив мнения об Акрите. Акрит погибнет рано или поздно. Вновь приведет себя к разрушению, если останется в пределах эксперимента. Это очевидно. Цивилизация не может быть цивилизацией, если существует в лабораторных условиях. И масштабы лаборатории - всего лишь вопрос относительности. Однако, возможно, что и нет. Возможно, эксперимент будет завершен. Возможно, что и в его результатах в сопоставлении с евгеническими экспериментами ХХ века обнаружится что-то, что поддается сравнению (смотрит на нее).
Кхан: Да. Я предоставлю требуемый материал с одним условием. Если ты сумеешь блокировать Барьер нейтринного распыления. Иными словами, я предоставлю Акриту шанс выжить, если у меня и у моих людей будет шанс выйти отсюда живыми.
Беатрикс: Это невозможно.
Кхан: Нет совершенно замкнутых систем. Любая замкнутая структура может быть однажды открыта. Нужен только ключ.
Беатрикс: Но если я не смогу это сделать?
Кхан: Тогда ты погибнешь. Ведь на это ты шла с самого начала?
Беатрикс молчит.
Кхан: Что? Выживать тяжелее, чем умирать?
Беатрикс: Видимо, мне не остается выбора.
Кхан: Совершенно определенно. (пауза) Выживай. Выживай! Легко рассчитывать, что твое знамя подхватит кто-то из твоих слабеющих рук, что твое дело продолжит кто-то столь же преданный и отчаянный, как ты. Нет. Лишь тот, кто способен подчинить себя задаче выжить, достоин брать на себя ответственность за жизнь других. И называться лучшим.
Беатрикс: Хорошо. Хорошо. Должна только предупредить - я не могу гарантировать, какие действия предпримет Группа слежения, поскольку условия взаимодействия, вступившие в силу, являются неспрогнозированным фактором операции.
Кхан: Что бы они ни предприняли, твоя задача не ограничится поиском ключа к блокировке Барьера.
Беатрикс: Второе условие?
Кхан: Условие выполнения первой задачи. Неотъемлемое и не подлежащее обсуждению.
Беатрикс молчит.
Кхан: За время поиска ключа и нашего пребывания здесь доказать - логически доказать - эволюционную ценность Акрита.
Беатрикс, кажется, хочет что-то сказать.
Кхан: Нет, не с целью поправки моей мотивации участия в операции. С целью формулировки и предъявления независимого доказательства. С целью подтверждения фундаментальных мотивов, взятых за основу эксперимента ЛКР. Или их полного, окончательного опровержения. Дальнейшая судьба Акрита не в последнюю очередь зависит от результатов этого доказательства, если первое условие будет выполнено. Вероятность чего я расцениваю на уровне 50%.
Беатрикс: Нет логики в том, чтобы искать обоснование существования Акрита, если Барьер Тира не будет блокирован. Значит обе задачи должны решаться параллельно. Не будет решена одна, автоматически утрачивает смысл другая.
Кхан: Объединенная задача состоит в одновременном решении двух частей. Где обе - вопрос жизни. Утвердить необходимость и снять ограничение.