Николай Александрович Носов, "Виртуальная психология". Выдержки из книги - 5

May 12, 2016 12:38

.....
К трём годам ребёнок уже чётко различает, где его тело, а где "не он" (т.е. произошло удвоение реальности телесности). Теперь он может показать, где у него болит и вообще способен отличать внешние раздражители от собственных телесных ощущений , т.к. он уже выделяет собственное тело из всех других предметов. Наступает пора овладения реальностью сознания.

Собственное индивидуальное сознание появляется у ребёнка примерно к семи годам. (с.74)

До той поры он слабо отличает постороннюю мысль (скажем, мамины замечания) от мыслей, к-е приходят в голову ему самому. И только удивляется загадочным явлениям - виртуалам: тому, что другие могут воспринимать его слова как нечто для них новое: например, смеяться или удивляться отдельным его высказываниям. Постепенно до ребёнка доходит, что он имеет СВОИ, никому не ведомые мысли! - и таким образом его собь обогащается новым приобретением - властью над мыслями! Происходит удвоение реальности сознания: прежде неразличимо-цельное облако идей ("реальность сознания") теперь разделилось на своё и чужое, удвоилось.
Постепенно став привычным консуеталом, в дальнейшем это принимается как само собой разумеющееся.

Где-то в 13-14 лет возникает феномен удвоения реальности личности. (с.85)
Ребёнок начинает осознавать себя как непохожую на других, уникальную личность со своим характером.
В этом возрасте дети любят обсуждать характер учителей и друг друга, самоутверждаются и получают гратуальные (приятные) ощущения от этого самоутверждения и самовыражения себя как ЛИЧНОСТИ. Так возникает собь личности.
Для некоторых людей развитие соби на этом кончается, но большинство идут дальше.

Итак,
где-то в 16-17 лет возникает новая виртуальная реальность: реальность воли, собь воли (с.92)
Теперь молодой человек вдруг видит ( и ловит от этого реальный кайф, т.е. гратуалы), что он может САМ планировать свою жизнь и принимать решения. Это тот пресловутый подростковый трудный возраст, когда ребёнок как бы нарочно противоречит родителям и учителям, не слушается и делает всё по-своему. Это объясняется тем, что он ловит гратуалы от своей новой зарождающейся соби - реальности воли. Он получает большое удовольствие от ощущения того, что он хозяин сам себя и своей судьбы. Буквально на его глазах происходит удвоение реальности воли, разделение её на свою и чужую.
Этот процесс завершается примерно к 21 году, когда человек полностью осваивает реальность воли. Собственная воля воспринимается уже как консуетал.

Как уже отмечено, этот уровень недоступен по разным причинам для некоторых индивидуумов, в частности, в примитивных тоталитарных обществах со строгой вертикальной иерархией, где воля человека постоянно подавляется старшими по возрасту и всем социумом.

В следующий четверг поговорим об удвоении реальности человека, т.е. о том, как развивается его виртуальная собь во взрослом возрасте.

Носов Н.А. "Виртуальная психология"

Previous post Next post
Up