Носов Н.А. "Виртуальная психология". Выдержки из книги - 4

May 05, 2016 12:02

Виртуал и эзотерические практики

Напомню, что обычное повседневное психологическое состояние субъекта и соответствующая этому состоянию окружающая реальность (включая тело) Носов назвал консуеталом. А новое непривычное состояние души и реальности, для которых у субъекта нет объяснения - это виртуал. Этот виртуальный опыт может быть приятен (гратуал) или неприятен (ингратуал). Поговорим - через цитаты из книги Носова - ещё немного о виртуале.

Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность. (с.416)
Мы используем термин "виртуальный", чтобы пробить брешь между данным нам опытом и следующим уровнем человеческого понимания. Виртуальное пространство содержит информационный эквивалент вещей. (с.35)

Виртуалы на самом деле довольно распространённое явление. Но их часто путают с высшими духовными состояниями: прозрения, медитации, вдохновения и т.п. Многое из того, что интерпретируется как особое состояние духа есть виртуал. Соответственно, для вызова таких событий не требуется приобщения к сакральному, тайному знанию. Такие виртуалы можно получить, применяя фактически любые психотехнические приёмы. По мнению крупного буддиста Ф.Щербатского "все способы, к-е применяются для того, чтобы сосредоточиться на одной-единственной точке, более или менее одинаковы во всех философских системах. В них нет абсолютно ничего буддийского. Психологический факт сосредоточения, к-й лежит в их основе, очень прост. Если сосредоточение производить систематически, оно вызывает особые мистические состояния духа". Мистика эта есть, судя по описаниям, типичный гратуал: "Покойный проф. Розенберг сам проходил практику некоторых видов йогического созерцания в дзенском монастыре в Японии. Он обычно сравнивал приятное чувство лёгкости, к-е он тогда испытывал, с эффектом, производимым музыкой, особенно, когда она исполняется самим. Внимание тогда сосредоточенно, и лёгкое состояние экстаза заставляет вас забыть все жизненные невзгоды" (с. 65-66).

Одна из хитростей виртуала состоит в том, что поскольку человек, как правило, не осознаёт, что попадает в другую - одну из многих возможных - реальность, он считает, что его переживания отражают всю его жизнь в целом. И поэтому, переживая виртуал по поводу какого-либо мелкого, не имеющего никакого значения события, человек порой ощущает, что весь мир преобразился - стал прекрасным (в гратуале) или невыносимо тяжёлым (в ингратуале).
Это очень типичная ситуация: какой-то неприятный пустяк активно переживается, человек начинает его "раскручивать" внутри себя, порождая виртуальный мир ингратуала, переходит сам туда - и всё: уже света белого не видит. (с.68-69)

Виртуал и собь

Виртуал порождается как разворачивание одного образа в целую реальность. А собь образуется совокупностью имеющихся у человека виртуалов, ставших консуеталами (т.е. привычными элементами реальности). Собь есть виртуальная реальность, посредством к-й человек самоидентифицируется (например, взрослый человек идентифицирует себя со своим телом, своими мыслями и чувствами, своей волей, своими идеями).
Виртуалы переживаются как события на фоне консуетальных состояний, а собь воспринимается как естественное качество человека. (с.70-71)

С виртуальной т-ки зрения, генезис человека можно представить как порождение новых видов соби.
Новорождённый обладает совершенно виртуализированной психикой.
Примерно до 3-х лет генезис ребёнка заключается в овладении собственной телесностью. Ребёнок овладевает своим телом и окружающим его миром в пространственно-телесном отношении (научается говорить, ходить, управлять своим телом). Поэтому с трёх лет уже возможны лепка, рисование, игра в мяч, конструктор и т.п. (с.74)

Своими словами. Сначала малыш не различает своего тела и не осознаёт, что он может им управлять. События просто "случаются" с ним. Он не отличает своего тела от материнского. И когда с ним играют в мяч и он впервые его ловит, ему это кажется счастливой случайностью. При этом ребёнок получает немалый кайф (гратуалы) от таких ситуаций, что заставляет его повторять этот приятный опыт снова и снова. И когда он начинает осознавать, что поймать мяч зависит от его воли, что тело ему подчиняется (я могу это сделать САМ!), он продолжает получать гратуалы уже от процесса обучения своего тела, которое становится всё более послушным. В конце концов, вся его телесность из виртуальной превращается для него в базовую, консуетальную: его тело принадлежит ему уже как собь (собственность). Происходит удвоение реальности телесности: из неразличимо-единой телесной материи выделяется "моё тело", а вся материя за пределами своего тела становится "чужой и непослушной" внешней реальностью.

Это первый этап развития. Носов различает таких шесть, хотя многие успешные в общесте люди не достигают и пяти. Явление синхроничности показывает, что возможен и седьмой уровень, т.е. человек находится на новом этапе эволюции.

Гениальность Носова состоит в том, что он открыл универсальный закон развития человека и объяснил, как образуется наша внешняя реальность: для каждого своя, но в чём-то и общая. Подробнее об этом - в следующий четверг.

Носов Н.А. "Виртуальная психология"

Previous post Next post
Up