(Пришлось поменять название статьи; первый вариант звучал как "Завтрак по-французски", - что можно было ошибочно принять за критику мною самих французов, и вызвало справедливое недоумение в комментариях
( Read more... )
А вот кстати, только что узнал. Речь о воспоминаниях Кони о Дмитрии Александровиче Ровинском. Там, среди прочего, описаны шикарные издания гравюр, которыми он занимался. И среди гравюр посвященных временам наполеоновских войн была одна, к которой Ровинский дает комментарий - цитата:
Так, например, к карикатуре, озаглавленной: «Ah! ça va mal! Les puissances étrangères faisant danser aux députés enragés et aux jacoquins (sic)- le même ballet que le sieur Nicolet faisait danser jadis à ses dindons» *, относится замечание Ровинского о том, что «во время появления этой карикатуры в Париже показывал балеты из индюшек некий Nicolet; индюшки были заперты в большую клетку с металлическим полом, который накаливался снизу; впереди играла музыка; сперва индюшки мерно подпрыгивали по слегка нагретому полу; потом пол нагревался все более и более, музыка шла crescendo, пол накаливался, и несчастные птицы с криком метались из стороны в сторону, делая отчаянные прыжки и приводя в восторг парижскую публику». * Дело плохо! Иностранные державы заставляют взбешенных депутатов и жакокенов плясать тот же балет, который некогда исполняли индюшки у господина Николэ (франц.).
Очень милые люди, не находите? Становится понятной их страсть к публичным казням и отрезаниям голов в Алжире и подобным шалостям просветителей Европы...
Имхо, одного. У детей эмпатии нет, ее выращивать надо. Ребенку что котенок, что мягкая игрушка - сжал рукой и задушил. И если от окружающих нет реакции на это действие, то так и не будет разницы и во взрослом возрасте.
Тех же котят и щенков в деревнях топили не ради жестокой забавы, а просто контроль популяции. В мешок и в воду и забыл. Будничное действие. Отсутствие эмпатии. А если эту эмпатию включить, то будет как у Есенина - это стихотворение перечитывать не могу, день насмарку сразу.
При этом я спокойно ем мясо и птицу при том, что знаю - академически - что происходит на бойнях. И смотреть, что там происходит, не буду.
Либидо у него тоже нет. Это вопрос времени. Прошивки для проявления эмпатии включаются в свое время, так что кмк никаких таких особых усилий по "выращиванию эмпатии" прилагать нет смысла. Как примерно с разумом. "Нет ума рожоного, не дашь и ученого"
Они дормантны. Да, конечно, годовалому невозможно объяснить, чем котенок отличается от мягкой игрушки. Но трехлетка уже поймет на уровне "получить лапой по морде от кота ответку", шестилетка поймет, что мать сильно рассердилась, а восьмилетка уже будет способен поплакать над сломанной котячьей лапкой (возраст пишу от балды, поправки на индивидуальное развитие бла-бла).
Но если этого перечисленного опыта не будет - особенно если реакции окружающих не будет! - то эта самая эмпатия легко может не включиться. Так и останется невостребованной.
(Про допубертатное либидо вопрос настолько табуированный, что кроме того, что я твердо считаю, что оно есть с раннего возраста, просто проявляется по-другому, говорить на эту тему просто не готова).
Ну да. Оттого и всякие дополнительные частные усилия "по развитию эмпатии" - в лучшем случае жалкая потеря времени, а чаще - дополнительные кирпичики в стенку отчуждения детей от родителей, как и всякое бессмысленное насилие.
А, не, я и не предлагала. Не доп усилия, а доп условия - реакция окружающих. Как и все воспитание на ней основано.
Человек способен к речи, но многие примеры детей-маугли показывают, что если речи вокруг нет, то после лет семи уже поздно - ничего сложнее попугая уже не получается: называть предметы и обозначать желания одним-двумя словами будет, но никакой грамматики и рекурсии не будет и близко. То же и с эмпатией.
Тут проблема. Как правило - реакция окружающих на действия детей есть реакция бездумная, как собственно и все остальные реакции среднего представителя популяции. Макаренки редко возникают и еще реже имеют возможность мучать воспитывать своих детей. Отсюда - устойчивое продолжение практики всех тех поведенческих паттернов, что сложились в продолжение миллионов лет эволюции. Некоторые из которых нехороши в условиях перенасыщенного людьми, ресурсами, впечатлениями современного социума. В смысле - мама всегда останется дурой мамой и будет упрямо практиковать поведение прабабушек - а именно повторять повторять повторять повторять бессмысленное и бесполезное, между тем как главное воздействие оказывает социум, опять же пропитанный тем же самым. Плюс - индивидуальные отличия - от ".бал я все вот и все до рыдаю на бабочкой и облаками" вкупе с устойчивым "болотом".
В итоге - свои это свои, а чужие это чужие. Вот и вся тут эмпатия с диалектикой.
В смысле мне представляется преувеличенным представление родителей о своей роли (положительной конечно, отрицательных последствий масса в любой семье) в деле "улучшения" своих детей. Отсюда - главное - не творить детям зла.
тут вот еще что все эти маугли и прочие жертвы сутенеров насилия - это редкость большинство в общем и целом живут обычно и вовремя получают свои триггерные события и правильно на них реагируют в смысле - они (народ, общество, болото) есть и в них тонут любые попытки изменить человека "к лучшем" может это и к лучшему все ж лучше чем все эти марши с лопатами на плече и прочие вперед ура
Речь о воспоминаниях Кони о Дмитрии Александровиче Ровинском.
Там, среди прочего, описаны шикарные издания гравюр, которыми он занимался. И среди гравюр посвященных временам наполеоновских войн была одна, к которой Ровинский дает комментарий - цитата:
Так, например, к карикатуре, озаглавленной: «Ah! ça va mal! Les puissances étrangères faisant danser aux députés enragés et aux jacoquins (sic)- le même ballet que le sieur Nicolet faisait danser jadis à ses dindons» *, относится замечание
Ровинского о том, что «во время появления этой карикатуры в Париже показывал балеты из индюшек некий Nicolet; индюшки были заперты в большую клетку с металлическим полом, который накаливался снизу; впереди играла музыка; сперва индюшки мерно подпрыгивали по слегка нагретому полу; потом пол нагревался все более и более, музыка шла crescendo, пол накаливался, и несчастные птицы с криком метались из стороны в сторону, делая отчаянные прыжки и приводя в восторг парижскую публику».
* Дело плохо! Иностранные державы заставляют взбешенных депутатов и жакокенов плясать тот же балет, который некогда исполняли индюшки у господина Николэ (франц.).
Очень милые люди, не находите? Становится понятной их страсть к публичным казням и отрезаниям голов в Алжире и подобным шалостям просветителей Европы...
Reply
Reply
Reply
Тех же котят и щенков в деревнях топили не ради жестокой забавы, а просто контроль популяции. В мешок и в воду и забыл. Будничное действие. Отсутствие эмпатии. А если эту эмпатию включить, то будет как у Есенина - это стихотворение перечитывать не могу, день насмарку сразу.
При этом я спокойно ем мясо и птицу при том, что знаю - академически - что происходит на бойнях. И смотреть, что там происходит, не буду.
Reply
Либидо у него тоже нет.
Это вопрос времени.
Прошивки для проявления эмпатии включаются в свое время, так что кмк никаких таких особых усилий по "выращиванию эмпатии" прилагать нет смысла. Как примерно с разумом. "Нет ума рожоного, не дашь и ученого"
Reply
Но если этого перечисленного опыта не будет - особенно если реакции окружающих не будет! - то эта самая эмпатия легко может не включиться. Так и останется невостребованной.
(Про допубертатное либидо вопрос настолько табуированный, что кроме того, что я твердо считаю, что оно есть с раннего возраста, просто проявляется по-другому, говорить на эту тему просто не готова).
Reply
Reply
Reply
Оттого и всякие дополнительные частные усилия "по развитию эмпатии" - в лучшем случае жалкая потеря времени, а чаще - дополнительные кирпичики в стенку отчуждения детей от родителей, как и всякое бессмысленное насилие.
Reply
Человек способен к речи, но многие примеры детей-маугли показывают, что если речи вокруг нет, то после лет семи уже поздно - ничего сложнее попугая уже не получается: называть предметы и обозначать желания одним-двумя словами будет, но никакой грамматики и рекурсии не будет и близко. То же и с эмпатией.
Reply
Как правило - реакция окружающих на действия детей есть реакция бездумная, как собственно и все остальные реакции среднего представителя популяции. Макаренки редко возникают и еще реже имеют возможность мучать воспитывать своих детей. Отсюда - устойчивое продолжение практики всех тех поведенческих паттернов, что сложились в продолжение миллионов лет эволюции. Некоторые из которых нехороши в условиях перенасыщенного людьми, ресурсами, впечатлениями современного социума.
В смысле - мама всегда останется дурой мамой и будет упрямо практиковать поведение прабабушек - а именно повторять повторять повторять повторять бессмысленное и бесполезное, между тем как главное воздействие оказывает социум, опять же пропитанный тем же самым.
Плюс - индивидуальные отличия - от ".бал я все вот и все до рыдаю на бабочкой и облаками" вкупе с устойчивым "болотом".
В итоге - свои это свои, а чужие это чужие.
Вот и вся тут эмпатия с диалектикой.
В смысле мне представляется преувеличенным представление родителей о своей роли (положительной конечно, отрицательных последствий масса в любой семье) в деле "улучшения" своих детей.
Отсюда - главное - не творить детям зла.
Reply
все эти маугли и прочие жертвы сутенеров насилия - это редкость
большинство в общем и целом живут обычно и вовремя получают свои триггерные события и правильно на них реагируют
в смысле - они (народ, общество, болото) есть и в них тонут любые попытки изменить человека "к лучшем"
может это и к лучшему
все ж лучше чем все эти марши с лопатами на плече и прочие вперед ура
Reply
Leave a comment