"Мы" - это что за птица такая?

May 13, 2018 10:46

Вынос коммента.Почему я спросила, отчего Вы употребили "мы ( Read more... )

Россия и Запад, Россия

Leave a comment

Comments 20

рабский дух какой-то klausnick May 13 2018, 15:31:17 UTC
Согласен.

Reply


axsmyth May 13 2018, 16:01:43 UTC
Я уже упоминал в одном комменте к вашему посту, что если и разбираться с предполагаемой структурой психики (а ваш вопрос про "птицу" отчасти подразумевает подобное рассмотрение, правда вы от устройства психики переходите к какому-то рабству), то наиболее оптимальной моделью будет шестиместная структура, совпадающая с грамматической основой из трёх лиц и двух времён. Здесь вы фокусируете внимание на некоторых особенностях той части, которая совпадает с множественным числом первого лица. Но помимо первого лица есть ещё и второе, и третье. И очень интересно рассмотреть в нюансах подобные вопросы: что за птица такая - "они"? В случае такого рассмотрения можно заметить, что "они" - это совсем не человечество, и зачастую не группа определённых людей, чьего мнения и чьих мотивов вовсе не спрашивали, строй рассуждения с использованием "они". Это определённый ракурс рассмотрения, лучше всего проявляющийся в разных вариантах противопоставления. Например: "я и они", "мы и они", "вы и они", "ты и они". И даже "она и они", учитывая "гендерные" ( ... )

Reply

synchrozeta May 13 2018, 17:02:39 UTC
Это очень абстрактные рассуждения)
А вот конкретный пример.

Вася: "Мы начали эту позорную ..."(и т.д.)
Вызвать и допросить: "Когда начинал? с кем?"
А он, оказывается, "не начинал" и не знает ни одного из своих знакомых, кто "начинал".
Спрашивается, зачем взял на себя ответственность?

Может, это и не рабство, а навязанный людям сверху коллективизм - навязанный через своих пропагандистов. Ведь круговая порука подчинённых всегда была выгодна правящему классу. Чтобы потом сказать: вы начинали? - вот получите теперь!

Reply

axsmyth May 13 2018, 17:36:45 UTC
Боюсь, что вы чрезмерно упрощаете ситуацию, взятую вами для рассмотрения. Вы полагаете, что Вася подобен чукче из анекдота, что видит, то и поёт. Но, помимо внешнего мира, для Васи, как и для всех нас имеют место быть представления о тех или иных вещах. И устойчивая привычка озвучивать эти представления, возникающие по ходу разговора, шаблоном "мы..." И в данном примере Вася совершенно негибок, чтобы заменить устойчивую для него озвучку "мы" хотя бы на "они". А уж если вы попросите этого Васю назвать точные имена и фамилии тех, кто начал войну, то Вася "поплывёт", поскольку ничего, кроме навязчиво звучавших фамилий правителей не слышал. И понятия не имеет, кто в действительности начинает и заканчивает войны. То есть ограничены не только его разговорные привычки, но и представления или знания о тонкостях устройства окружающих его в мире сообществ. Кроме того, имея в своём "вооружении" лишь небольшое число знаний и представлений, и ограниченные речевые шаблоны, наш Вася регулярно имеет проблемы в решении возникающих вокруг него ( ... )

Reply

synchrozeta May 14 2018, 15:45:34 UTC
=А если, имея эти проблемы, Вася будет винить в них не своё нежелание разобраться и научиться, а неких непонятных и неизвестных "сильных мира сего", "верховных управителей", то он принципиально лишит себя возможности хоть в чём-нибудь улучшить качество своей текущей жизни. Кстати, тем самым "подтвердив свою правоту". В самом деле, если в его плохой жизни виноват не он сам, а управители, то что же он, несчастный, может с этим поделать?=

Вот не знаю, что ему делать! М.б., ему надо прежде всего осознать, что интересы верхов и низов не совпадают и перестать отождествляться с правительством. Очень сочувствую людям, которыми манипулируют власти, чтобы свалить ответственность за свои преступления на весь народ. Поэтому призываю и Васю, и остальных не брать на себя ответственность за ошибки или преступления, к-е делают совсем другие люди.

Reply


raoul_duke23 May 13 2018, 19:44:35 UTC
"Все понимают, что он, разумеется, не имеет в виду себя - это просто выгодный приём, чтобы замаскировать осуждение других" - применимо и ко второму случаю. Это вообще один и тот же случай

Reply

synchrozeta May 14 2018, 15:49:13 UTC
Как же один и тот же? - одни впаривают другим ответственность за несовершённые преступления, а другие (лохи) повторяют: "да, мы начали"...

Reply

raoul_duke23 May 14 2018, 15:55:06 UTC
Одно и то же.
Один говорит "мы грешим", хотя сам лично он (предположительно) не грешит .
Второй "мы начали эту войну", хотя никакой войны лично он не начинал.

Reply

synchrozeta May 14 2018, 15:58:11 UTC
Формально да, - но только один из них при этом выигрывает, а другой проигрывает.

Reply


chugaylo May 14 2018, 20:00:21 UTC
Да, согласен! Хотя самого в рассуждениях так и тянет перейти на мы!

Reply

synchrozeta May 15 2018, 03:11:58 UTC
=так и тянет перейти на мы=
Да, хочется какого-то единства...
А почему? Стадный инстинкт? Прививка советского коллективизма? Ведь речь идёт не о случаях реального единства взглядов, а наоборот - когда Вы принимаете несуществующую вину на себя. Что за этим стоит?

Вспоминается хороший пример правильной позиции.

Помню, рассказывала одна верующая москвичка, живущая в Н-Йорке.
Приехал к ней в гости священник из Украины в 2014 году.

Она ему: что творится, батюшка! - мы русские с братским народом воюем, мне стыдно, не знаю, как теперь быть, что Вы об этом думаете?

А он ей спокойно так отвечает: "Успокойтесь, Катенька, это не моя война и не Ваша."

Reply

chugaylo May 16 2018, 20:29:58 UTC
Да, очень верно сказал батюшка.

Что касается меня, то часто я перехожу на мы, чтобы, как Вы очень точно заметили, скрыть осуждение. Раз я себя включаю в мы, значит имею право покритиковать и не быть обвиненным в зазнайстве.

Reply

synchrozeta May 16 2018, 20:39:05 UTC
Если это не манипуляция другими, то и я не имею ничего против "мы", например: мы, люди, часто ошибаемся; не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Reply


carpathianbee May 22 2018, 07:46:46 UTC
Как много нужно прочитать, прежде чем ответить : )

Reply

synchrozeta May 22 2018, 12:01:57 UTC
Важно, что именно будете читать)

Reply


Leave a comment

Up