Я уже упоминал в одном комменте к вашему посту, что если и разбираться с предполагаемой структурой психики (а ваш вопрос про "птицу" отчасти подразумевает подобное рассмотрение, правда вы от устройства психики переходите к какому-то рабству), то наиболее оптимальной моделью будет шестиместная структура, совпадающая с грамматической основой из трёх лиц и двух времён. Здесь вы фокусируете внимание на некоторых особенностях той части, которая совпадает с множественным числом первого лица. Но помимо первого лица есть ещё и второе, и третье. И очень интересно рассмотреть в нюансах подобные вопросы: что за птица такая - "они"? В случае такого рассмотрения можно заметить, что "они" - это совсем не человечество, и зачастую не группа определённых людей, чьего мнения и чьих мотивов вовсе не спрашивали, строй рассуждения с использованием "они". Это определённый ракурс рассмотрения, лучше всего проявляющийся в разных вариантах противопоставления. Например: "я и они", "мы и они", "вы и они", "ты и они". И даже "она и они", учитывая "гендерные"
( ... )
Это очень абстрактные рассуждения) А вот конкретный пример.
Вася: "Мы начали эту позорную ..."(и т.д.) Вызвать и допросить: "Когда начинал? с кем?" А он, оказывается, "не начинал" и не знает ни одного из своих знакомых, кто "начинал". Спрашивается, зачем взял на себя ответственность?
Может, это и не рабство, а навязанный людям сверху коллективизм - навязанный через своих пропагандистов. Ведь круговая порука подчинённых всегда была выгодна правящему классу. Чтобы потом сказать: вы начинали? - вот получите теперь!
Боюсь, что вы чрезмерно упрощаете ситуацию, взятую вами для рассмотрения. Вы полагаете, что Вася подобен чукче из анекдота, что видит, то и поёт. Но, помимо внешнего мира, для Васи, как и для всех нас имеют место быть представления о тех или иных вещах. И устойчивая привычка озвучивать эти представления, возникающие по ходу разговора, шаблоном "мы..." И в данном примере Вася совершенно негибок, чтобы заменить устойчивую для него озвучку "мы" хотя бы на "они". А уж если вы попросите этого Васю назвать точные имена и фамилии тех, кто начал войну, то Вася "поплывёт", поскольку ничего, кроме навязчиво звучавших фамилий правителей не слышал. И понятия не имеет, кто в действительности начинает и заканчивает войны. То есть ограничены не только его разговорные привычки, но и представления или знания о тонкостях устройства окружающих его в мире сообществ. Кроме того, имея в своём "вооружении" лишь небольшое число знаний и представлений, и ограниченные речевые шаблоны, наш Вася регулярно имеет проблемы в решении возникающих вокруг него
( ... )
=А если, имея эти проблемы, Вася будет винить в них не своё нежелание разобраться и научиться, а неких непонятных и неизвестных "сильных мира сего", "верховных управителей", то он принципиально лишит себя возможности хоть в чём-нибудь улучшить качество своей текущей жизни. Кстати, тем самым "подтвердив свою правоту". В самом деле, если в его плохой жизни виноват не он сам, а управители, то что же он, несчастный, может с этим поделать?=
Вот не знаю, что ему делать! М.б., ему надо прежде всего осознать, что интересы верхов и низов не совпадают и перестать отождествляться с правительством. Очень сочувствую людям, которыми манипулируют власти, чтобы свалить ответственность за свои преступления на весь народ. Поэтому призываю и Васю, и остальных не брать на себя ответственность за ошибки или преступления, к-е делают совсем другие люди.
"Все понимают, что он, разумеется, не имеет в виду себя - это просто выгодный приём, чтобы замаскировать осуждение других" - применимо и ко второму случаю. Это вообще один и тот же случай
Одно и то же. Один говорит "мы грешим", хотя сам лично он (предположительно) не грешит . Второй "мы начали эту войну", хотя никакой войны лично он не начинал.
=так и тянет перейти на мы= Да, хочется какого-то единства... А почему? Стадный инстинкт? Прививка советского коллективизма? Ведь речь идёт не о случаях реального единства взглядов, а наоборот - когда Вы принимаете несуществующую вину на себя. Что за этим стоит?
Вспоминается хороший пример правильной позиции.
Помню, рассказывала одна верующая москвичка, живущая в Н-Йорке. Приехал к ней в гости священник из Украины в 2014 году.
Она ему: что творится, батюшка! - мы русские с братским народом воюем, мне стыдно, не знаю, как теперь быть, что Вы об этом думаете?
А он ей спокойно так отвечает: "Успокойтесь, Катенька, это не моя война и не Ваша."
Что касается меня, то часто я перехожу на мы, чтобы, как Вы очень точно заметили, скрыть осуждение. Раз я себя включаю в мы, значит имею право покритиковать и не быть обвиненным в зазнайстве.
Если это не манипуляция другими, то и я не имею ничего против "мы", например: мы, люди, часто ошибаемся; не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Comments 20
Reply
Reply
А вот конкретный пример.
Вася: "Мы начали эту позорную ..."(и т.д.)
Вызвать и допросить: "Когда начинал? с кем?"
А он, оказывается, "не начинал" и не знает ни одного из своих знакомых, кто "начинал".
Спрашивается, зачем взял на себя ответственность?
Может, это и не рабство, а навязанный людям сверху коллективизм - навязанный через своих пропагандистов. Ведь круговая порука подчинённых всегда была выгодна правящему классу. Чтобы потом сказать: вы начинали? - вот получите теперь!
Reply
Reply
Вот не знаю, что ему делать! М.б., ему надо прежде всего осознать, что интересы верхов и низов не совпадают и перестать отождествляться с правительством. Очень сочувствую людям, которыми манипулируют власти, чтобы свалить ответственность за свои преступления на весь народ. Поэтому призываю и Васю, и остальных не брать на себя ответственность за ошибки или преступления, к-е делают совсем другие люди.
Reply
Reply
Reply
Один говорит "мы грешим", хотя сам лично он (предположительно) не грешит .
Второй "мы начали эту войну", хотя никакой войны лично он не начинал.
Reply
Reply
Reply
Да, хочется какого-то единства...
А почему? Стадный инстинкт? Прививка советского коллективизма? Ведь речь идёт не о случаях реального единства взглядов, а наоборот - когда Вы принимаете несуществующую вину на себя. Что за этим стоит?
Вспоминается хороший пример правильной позиции.
Помню, рассказывала одна верующая москвичка, живущая в Н-Йорке.
Приехал к ней в гости священник из Украины в 2014 году.
Она ему: что творится, батюшка! - мы русские с братским народом воюем, мне стыдно, не знаю, как теперь быть, что Вы об этом думаете?
А он ей спокойно так отвечает: "Успокойтесь, Катенька, это не моя война и не Ваша."
Reply
Что касается меня, то часто я перехожу на мы, чтобы, как Вы очень точно заметили, скрыть осуждение. Раз я себя включаю в мы, значит имею право покритиковать и не быть обвиненным в зазнайстве.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment