Последнее пристанище

Feb 18, 2017 14:53

 Светлана Сынча-Форсова
В городе Кореновске сносят Старое  кладбище, так его называют в народе.
Это старинное, приходское кладбище, которое считалось казачьм  и  где хоронили казаков и жителей станицы с незапамятных времен.
Более того, это кладбище единственное историческое место в России  на котором сохранились захоронения периода Ледяного похода Корнилова Л. Г., а позднее Деникина А.И.
https://syncha-svetlana.livejournal.com/8936.html
Здесь покоится атаман станицы Кореновской В. В.Париев убитый большевиками.
На этом кладбище захоронены два священника о. Пётр Назаренко и о. Павел Калиновский замученные большевиками. Предполагалось,что эти священнослужители будут причислены к лику Святых Новомучеников Кубанских.
В братских могилах на этом кладбище, похоронены и красноармейцы погибшие в тех же боях.
Здесь же были братские могилы кореновцев умерших в голод 1932-1933 годов.

image Click to view


Списки  казаков, воинов Белой Гвардии, красноармейцев погибших и захороненных на этом кладбище,были составлены мною ещё 2001 году. Они опубликованы  на многих казачьих, исторических и генеалогических  сайтах России.
Старое кладбище  было их  последним пристанищем.
Что происходит в Кореновске,  смотрите сами...
Об этом кладбище я много писала в своих книгах, блогах.
Вот одна из моих публикаций, рассказывающая об истории этого кладбища написанная ещё в начале 2000-х годов.



(Памятный крест на старом приходском кладбище г.Кореновска, был установлен по моим публикациям Царскосельским военно-историческим обществом (г.Санкт-Петербург).
Снимок и  публикация в интернете   за 2011 год.

ЗАГАДКИ СТАРЫХ КЛАДБИЩ
Светлана Сынча
        История наших кубанских станиц и городов хранит немало тайн.
Судьбе было угодно, чтобы к загадкам старого кладбища я прикоснулась еще совсем маленькой девочкой. С нашей соседкой бабушкой Трофимовной мы часто ходили на кладбище, которое было совсем не далеко от нашего дома. Там она ухаживала за могилой девушки Нины, которая много лет назад утонула в нашей речке. Было девушке лет семнадцать. Отец Нины был полковником, то ли командиром воинской части, то ли военным комиссаром и когда случилась трагедия в их семье, то об этом говорил весь город. Помню портрет красивой девушки с крупными жемчужными бусами на шее.
Вскоре отец Нины получил повышение по службе в Москву, и её родители уехали отсюда навсегда, попросив Трофимовну ухаживать за захоронением.
Пока Трофимовна поливала цветы, полола и выносила мусор, мне предоставлялась, полная свобода действий. Наркоманов и пьяниц на кладбище тогда еще не было, поэтому достопримечательности местного кладбища уже тогда мне были хорошо известны. Было мне тогда лет шесть. Помню большие братские захоронения с восточной стороны и в центре кладбища.
Особенно манил меня старинный памятник из красного кирпича с выточенными на боках крестами. Памятник был из двух частей. Большой - нижней, и меньшей - верхней с закругленными краями и нишей, как теперь я понимаю для иконы и свечей. В то время там зияло отверстие, манившее тайной и пустотой. Было интересно и немного страшно.
Памятник был заброшен, могилы возле него поросли невысокой травой и были утоптаны.
- «Ты тут нэ лазь», не раз категорически говорила мне бабушка Трофимовна.

-«Тут топтаться нэльзя. Це могила батюшки. Священника».
-« А почему она такая разбитая?» не отставала я.
-«Еи былы, даже взрывалы, а вона ще и цела».
« А почему цела?» наивно спрашивала я.
-« Вона на яйцах сложена. Потому и нэ разбылы. Батюшку очень уважалы, як ставылы памьятнык со всих станыць на возах вызлы яйца. Мешалы в раствор. Вот и не разбылы».
Честно сказать, в ту эпоху дефицита, воз яиц переложенных соломой да еще, откуда - то привезенный мне казался полной фантастикой. И это было выше моего малолетнего разумения.
«И могылка, бачишь яка? Еи рылы. У батюшки крест був золотой и колечко на пальце. Так все забралы у покойника ».
«Кто забрал?».- «Может еще, что осталось?».
Моя бурная фантазия представляла страшные образы людей, которые роют по ночам могилы в поисках драгоценностей. -"Нычого, там нэма. Тут нэ раз вже рылы. Люды таки булы. И нельзя тут рыть. Болезней тут много, можно заболеть».
Да же тогда, я замечала, что бабушка Галя не хотела больше ничего говорить на эту тему. Опомнившись, что и так много сказала, она засобиралась домой. «Пишлы до дому».
Каким - то не детским чутьем я чувствовала, что разговор этот ей тягостен и почему- то Трофимовна больше не хочет ничего об этом говорить. Больше к теме памятника мы никогда не возвращались.
Лишь через много лет, я поняла, о чем рассказала мне казачья дочь Анна (по-казачьи Ганна, Галина) Трофимовна Старикова в девичестве Вивчарь, невестка знаменитого пластуна по прозвищу «Дзысь».

Памятник тот почти цел до сих пор. За прошедшие десятилетия нынешним варварам удалось сделать то, чего не смогли их предшественники. Они разбили памятник пополам. И теперь, там часто посещаемое место, судя по количеству бутылок и консервных банок разбросанных вокруг. Могила эта, скорее всего, принадлежит священнику Петру Назаренко зверски замученному большевиками еще в 20-х годах. Рядом должна находиться могила его жены умершей от тифа и другого священника Павла Калиновского избитого плетями и расстрелянного в Ставрополе.
Его похоронили в тот же самый день, что и жену священника Назаренко.
Документы о причислении священника П. Назаренко к лику местночтимых святых - Новомучеников кубанских находится на рассмотрении в комиссии по канонизации Екатеринодарской епархии.

( Напомню, читателям, что на территории рощи сахарного завода строится храм, в честь Новомученников кубанских - священнослужителей замученных в первые годы советской власти).

И, возможно, наш город вскоре обретет своего местночтимого святого принявшего мученическую смерть и похороненного на старом кладбище, что станет несомненным событием в духовной жизни нашего города. Не менее примечательны и братские могилы на этом кладбище. Часть из них принадлежит воинам Белой гвардии генерала Корнилова и бойцам главкома красных Сорокина. Их хоронили вместе, после отпевания в Саввинской церкви, не деля на красных и белых - Сыны России, восставшие друг против друга и принявшие свой последний смертный час в страшных кровопролитных боях нашли упокоение в этом некрополе.

Почти полностью здесь захоронен Студенческий батальон ростовских студентов принявший 4 марта 1918 года свой первый и последний бой. Многим из этих бойцов было по 16-18 лет.

Около 1000 человек погибли лишь за один мартовский день в станице Кореновской, а бои длились в течение 1918 -1919 годов.

Связанное исторически с Ледяным походом генерала Корнилова Л.Г., сохранившееся старое кладбище, несомненно, имеет большое значение как памятник    истории не только нашего города, но и России.

(Подробнее об этих событиях и фамилии погибших вы можете прочитать в главе «Погиб в бою под Кореновской или Терновый венец сынов России».)

Другие братские могилы, относятся к 30 - м годам прошлого века.
В них и в отдельных захоронениях находится большое количество умерших от тифа, холеры, малярии и других инфекционных заболеваний, которые буквально косили людей в тот период. Есть там и общие могилы умерших в страшные голодные годы.
В центре кладбища стоял высокий синий железный памятник со звездой, здесь были захоронены летчики, погибшие в небе станицы Кореновской в годы Великой Отечественной войны.
До революции 1917 года кладбище это было приходским и считалось казачьим. За исключением тех могил, что находились в ограде Саввинской церкви, видимо там, похоронены   основатели нашего города.
Здесь же похоронен атаман станицы Кореновской Василий Васильевич Париев, также принявший мученическую смерть в годы Гражданской войны. Память о нем, несомненно, должна быть тоже увековечена.
Большой пышностью захоронения на приходском кладбище, так называлось раньшестарое кладбище, никогда не отличались, так как принадлежали воинскому казачьему сословию,поэтому оно и уцелело до наших времен.

Богатыми памятниками отличалось общее кладбище станицы. Основано оно было гораздо позднее, приходского и отличалось тем, что там, в основном хоронили зажиточных людей станицы не казачьего сословия. Коими являлись в большом количестве проживавшие  здесь торговцы из разных мест иногородние и иностранные подданные . К 1917 году, в Кореновской насчитывалось до 50 торговых фирм, хозяева которых, хоть и не принадлежали к купеческому сословию, но имели значительные капиталы. Это были греческие, болгарские, турецкие подданные, которые вели прямую торговлю с зарубежными странами. Особенно была развита торговля зерном.Многие из них прожили здесь всю жизнь, но сохраняли иностранное подданство. Именно их памятники и отличались особой пышностью.
 В  годы Гражданской войны, здесь нашли последний приют беженцы разных сословий и положения Умершие от разных инфекционных заболеваний, погибшие в годы гражданской войны солдаты и офицеры, иногда даже привезенные с фронтов, их жены и даже дети.

В 50-е годы советской власти кладбище из-за богатых памятников «как наследие проклятого царского прошлого» сравняли с землей и построили на нем стадион.
Были снесены даже захоронения красноармейцев сражавшихся за новую жизнь против этого самого «проклятого прошлого». И даже переименовали улицу, которая вела к братским захоронениям красноармейцев ее тогда, так и называли - Братская. Причем улице пару раз возвращали ее исконное название. Сейчас это улица имени Григория Мироненко.
Жители станицы Кореновской не слишком рвались участвовать в непопулярном мероприятии по сносу кладбища. И тихо саботировали это мероприятие.

Вот что писал корреспондент Н.Кожемяка в кореновской районной газете «Социалистическая Кубань» от 20.04.1950 года: «10 апреля был назначен 3-й по счету воскресник по строительству стадиона. Двенадцать коллективов рабочих и служащих должны были здесь работать, а работали всего лишь шесть и то не в полном составе и большинство без руководителей. Такие руководители, как директор маслозавода П. Бакулин, и.о. директора рыбозавода М.Масленников и другие ни разу не были на воскреснике. Большой коллектив рабочих и служащих мельзавода №7 (директор И.Зуев), артель инвалидов « Свой труд» (председатель Е. Тарасенко) и другие, которые обязаны, были работать на строительстве, в этот день так не работали. (Далее критика в бездеятельности РК ВЛКСМ).
Только один работник РК ВЛКСМ Сорокин Н. прошелся по стадиону, посмотрел, как работают люди, и ушел.
И тогда как 65-летний Никифор Павлович Гринов и пожилые работники завода М. Гайдарова и П.Купина вместе с другими трудились на стадионе, многие молодые, здоровые прогуливались по улицам».
(Далее критика в адрес станичного совета и руководителей предприятий и организаций не желавших принимать участие в сносе кладбища и строительстве стадиона).
Еще в 60 -е годы, недавно ушедшего века, под трибунами и в траве городского стадиона можно было наткнуться на остатки лепнины от дорогих памятников следов ушедшего могущества их владельцев.

Долгие годы история наших кладбищ замалчивалась. Лишь в послеперестроечные годы стало возможным рассказать о них и оценить истинное историческое и духовное значение   сохранившихся до нашего времени захоронений.

Старое кладбище, Кореновск

Previous post Next post
Up