Пять страниц из дневника отца (часть 2)

May 07, 2012 12:34


Светлана Сынча.

Январь, 43 год г. Сватово.

….оставляя Волошино, остались все в хорошем настроении и стремились только вперед 18 февраля в 13 часов дня вышли две машины по маршруту Волошино-Изюм. Расстояние более трехсот километров. Погода стояла прекрасная, теплая и по дорогам все уже предвещало приближение весны, но, как известно в этих местах погода быстро меняется, с наступлением темноты стал пролетать снег, а потом превратился в открытом поле в пургу, при которой невозможно продолжать путь движения к цели в ночное время. С трудом достигли пункта назначения со светом и без света и остановились на ночлег.

Достигли г. Старобельска все было устроено, отдохнули, а в 6 часов на следующее утро выехали из г. Сватово в Изюм. В городе тепло, а в степи несет пурга. Приходилось несколько раз вытаскивать машину. К концу дня 19 февраля путь был окончен и, не доехав до Красного Оскола, в селе, замкнула проводка, загорелись провода. Быстро устраняю случившееся, и путь через несколько минут окончен. Были на месте и устраивались рабочие места, а шофера искали расположение, где она расположена…Этот путь машина прошла с успехом по весенней украинской дороге, но с приключениями, которые не желательны в дороге. Остановки, ремонт это уже есть минус моей работе, где все свободное время пришлось подумать и проверить цепь электрооборудования, проводку и подготовиться к дальнейшим заданиям.



20 февраля 1943 года. С. Красный Оскол.

Прожили несколько дней в Старом Осколе. Началась весна, отпраздновали праздник Красной армии, вечером послушали концерт московских артистов.

Красный Оскол это такое место, которое заставило нас водителей штаба не спать ночами и днями исключительно внутренние поездки. Враг остервенел и не дает головы поднять своей авиацией. Войска наши его громили под Павлоградом, Гришино и других….
Оставили Оскол перебазировались в г. Сватово. Открылась самая настоящая весна на Украине. Машина работает безотказно и требует все больше и больше заботы и трудов от меня, которых я не жалею и вкладываю в нее все что можно и она живет.

Прожили около месяца, перебазировались в населенный пункт Ново - Псков, устроились, пожили несколько дней. Противник узнал местонахождения штаба, пустил авиацию. Разбомбил весь поселок. В это время я был с генерал- майором в Старобельске. Возвращаюсь. Народ переехал в село Осиновку за реку Евсуг всего в 2 километрах. Прожили несколько дней и перебазировались в районный центр….

Началось наступление. Наши войска форсировали Донец и успешно продвигались вперед, следом продвигался штаб: Лозно, Александровка, Верхние Солоные и Нижние Солоные хутора Харьковской области. Отсюда пошло наступление, отсюда вновь пошел «Шевроле» выполнять порученную работу. Армия освобождала город за городом и «Шевроле» шнырял из города в город Донбасса и Украины.

Освобождены Славянск, Борве… Синельников, Запорожье и много других населенных пунктов, где прошла машина. От Сталинграда до Днепропетровска, Днепродзержинска и очищена была вся левобережная Украина от извергов.

Подъезжая к Днепру, я налил ей в радиатор днепровской воды. Пусть вспомнит это железное существо, что оно служит во имя Родины, во имя Победы над общим врагом. Машина собрана Таллинским автосборочным заводом нашей молодой республики, а части привезены из Америки. Несет службу «Шевроле» честно. Номер его останется в памяти раз и навсегда. Она уже на левом берегу Днепра, будет и по ту сторону и в Одессе. Машина живет вниманием и любовью своего хозяина.

28….44 года.

Днепропетровск.

Освобожден город Синельниково, Верхнеднепровск. Форсировали Днепр. Наши войска уходили вперед на запад, линия фронта проходила под Кривым Рогом. Штаб располагался в предместьях города Днепропетровска в селе Лоц(?) Каменка. При освобождении города Кривой Рог перебазировались в него. Весна сорок четвертого года застала в нем. Растаял снег, побежали ручьи, дорог нет лишь потому, что они грунтовые и….. такой поток движения автомобильного транспорта не выдержали, и разрезались в колею. Мне пришлось ждать, когда подсохнет почва и улучшатся дороги, а потом догонять свое хозяйство. Так решено. За время остановки я сумел кое - что сделать с ремонтом заменил пружины, заправил амортизаторы, перебрал рессоры, закрепил все болты и узлы крепления агрегатов.

Дороги подсохли и улучшились. 30 марта выехал из Кривого Рога по маршруту г. Новый Буг. Расстояние более сотни километров. Дорога оказалась сырая, грязная и непролазная местами. Тут пришлось машине К 08-36 любимому «Шевроле» кряхтеть не лучше, чем на калининских дорогах. Достиг Нового Буга, а уже перебазировались в другое место, а это самое плохое ожидать и догонять…

Освобожден Николаев, Апостолово, и ряд пригородных сел. Перебазировались в районный центр Сталино (Катаржино), где и началась штабная жизнь и работа прежняя, забота и любовь к машине, которая требовала все больше и больше внимания и смены агрегатов. Приходится думать, прилагать все больше и больше усилий, чтобы машина оставалась на ходу, и машина оставалась на службе, готовая работать для пользы Родины.

К концу апреля отозвали генерала - лейтенанта Рудакова М.В. в Москву и 24 апреля стал известен маршрут и новое назначение хозяина.

Мы находимся в нескольких километрах от Одессы, но уже проложен новый путь по карте: Одесса, Полтава, Харьков, Белгород, Курск, Орел, Тула, Москва, Калинин, Торжок, Вышний Волочок, Новгород, Шимск, Дно, Порхов.

Это расстояние пришлось покрыть в 3.500 километров с успехом за 7 дней с 27 апреля по 4 мая, где выжать все из техники, которая как говорят, больше не пищит, а кругом скрипит. Потребовала машина капитального ремонта, который и был ей предоставлен в Ленинграде на ремонтной базе № 46.

13 ноября……..сборы и в 10 часов утра распростились совсем, Покинули деревню Велище и вывели машину «Шевроле» на курс д. Велище -Торопец- Осташков, Кувшиново, г.Торжок и вот Ленинградское шоссе г.Калинин, Клин, Москва.17 ноября в 10 часов вечера маршрут был окончен этот длинный путь. Только при выезде пошел первый снег, который не улучшил дорогу, а наоборот ухудшил. Машина на настиле не держится, скользит, мороза нет, преодолена дорога настила до г. Торжок с большими трудностями, где не досчитался обеих задних рессор. В г. Калинин рессоры заменили, и на этом ремонт окончил. Всего затратил 2 часа. Путь окончен с успехом.

Утром 18 ноября началась шумная городская жизнь. Народ бежит, спешит на работу. Отвык от городской жизни и все стало мне мешать, все как будто не по-моему, а еще мы водители, больше болеем душой и сердцем когда не знаем города, в таком случае работа происходит не уверенно и не надежно, как говорят водители в слепую. Куда едем, не знаем, где находимся, не знаю, где поворот не знаешь, такая работа для водителя не совсем приятна, но на это не надо обращать внимания, а быть самому в себе уверенным. На второй день пребывания в Москве в силу необходимости у подъезда театра, где стоянка запрещена, обманул милиционера: « Почему стал?», говорит, «оштрафую, в комендатуру отведу», я говорю ему коротко: «Тов. милиционер машина обломалась, и я вынужден остановиться, поехали за помощью, вытянут на буксир и увезут». Он поверил моей находчивости и ушел, а в это время я справился с делом и   безо всякого буксира уехал.

Москва мне не понравилась. И я спешил, выехать на фронтовой простор.

Дивизионный комиссар т. Рудаков получил новое назначение и вечером поставил нам задачу: во что бы то ни стало сегодня, 22 ноября в 8 часов вечера отправиться по маршруту Москва - Ново - Аненск Сталинградской области.

Путь начался. Основная дорога Москва - Тула. В 12 ночи или в 24 часа ночуем в Туле. Ночь прошла хорошо, чувствуем себя со старшим лейтенантом Морозовым бодро, который выполняет должность адъютанта. Вспомнили о хозяине, теперь говорим, они с ординарцем выехали поездом из Москвы!

Путь начался не легкий в зимнее время Москва - Тула асфальт легко и хорошо такой дорогой можно работать и отдыхать и никто плохого не скажет о такой дороге, но начинаются и другие дорожки: Тула - Ряжск, Мичуринск, Тамбов путь преодолели без всяких приключений и без единого ремонта


Слева направо: дети генерал-лейтенанта Рудакова М.В.-
Игорь и маленький  Олег.
Всю войну они были на фронте вместе с отцом, неизвестный боец, старшина Форсов М.Т.

Эстония, санчасть ,1944г.

Утро 28 ноября

Добились платформы и погрузили к отправке в Ново - Аненнск. Расстояния оставалось 80 километров, которые не было ни малейшей возможности преодолеть своим ходом. Морозов уехал к хозяину. Я остался на платформе с машиной и вещами. Холод. Благодаря моей догадливости был у меня примус, который спас меня от холода во время проезда по железной дороге. Каждой заправки примуса бензином хватает на два часа. …………

Поезд тронулся с Поворино в 12 часов дня 28 ноября, и по пути следования над железной дорогой видны были военные склады боеприпасов. Пурга не переставала и не переставала. Я заправил примус дал обогрев своему пристанищу. Ночью достигли станции Бутурлиновка, где простояли до 6 утра. Станция Филоново не принимала. Оставалось всего 18 километров, которые за 6 часов пешком легко можно уйти, но дело в том, надо доставить машину и вещи хозяина которые поручены мне, и о пешей походке разговоров не может быть.

12 часов дня. В Филоново разгрузился. Заправил водой. Немного потеплело. Встретился с Морозовым он приехал за мной. Покушали и отправились своим ходом по маршруту степными Сталинградскими дорогами Филоново - Кумылженска - г. Серафимовичи. Расстояние не большое, но зимой это довольно трудно для автомобилиста. Всего 150 километров, а там ночью по незнакомым дорогам и приблудили несколько километров. Утром 8 декабря мой путь движения окончен.

Товарищ  Рудаков поздравил с приездом. На протяжении этого пути перебил одну рессору. Все остальное было в порядке. Осмотр и отдых в г. Серафимовичи. Этот город уже был освобожден ………..войск.

Юго - Западный фронт.

6 часов вечера 8 декабря после отдыха в г. Серафимовичи получил приказание от полковника Чурсина выехать к месту нахождения хозяина и забрать с собой все необходимое. Местонахождение  генерал-майора Рудакова было в местечке Воронежский Калач Воронежской области.

От Серафимовича до Воронежского Калача путь большой более двух сот километров по снежной дороге было рискованно ехать, но приказ в армии есть приказ, собрались быстро с ординарцем и выехали в 8 часов,  оставив позади город, в котором  я проживал и отдыхал  после московского приезда несколько дней.

Дорога тянулась исключительно хорошая и ровная. Местами была перенесена снегом, но  очень мало встречалось таких мест. К утру, подъезжая к Калачу, и дорога стала сомнительная как будто пошла в другую сторону. Я предложил ординарцу выйти из машины и посмотреть на указатель. Товарищ Квиквиния вышел из машины и посмотрел на указатель и говорит,  ежась от холода, что указатель показывает влево. Спрашиваю товарища Квиквиния сколько километров и получил ответ «17 километров» «Минут через несколько будем на месте» подумал я. Приезжаем в населенный пункт. Я решил спросить у идущего мимо летчика, сколько километров до Калача?» и получаю ответ короткий и ясный: «Вам придется вернуться обратно на 24 километра. «Как так?» думаю, было семнадцать и вдруг стало 24. Развернулись, подъезжаем к указателю. Оказалось, он был, повернут в обратную сторону. Все же, как мы не блудили, как не ездили по снежным дорогам, утром в 8 часов были на месте. Путь к Воронежскому Калачу прошел отлично и без всяких происшествий.




9 мая 1945 года в День Победы. Восточная Пруссия г. Лабнау. В центре генерал - лейтенант Рудаков и его жена  Зоя Васильевна Рудакова. В первом ряду крайний справа старшина Форсов М.Т.

Вот и все что сохранилось из двух больших толстых тетрадей. Всю войну отец вел дневники, за ведение которых военное время очень рисковал. Дома сохранилось лишь эти несколько страничек  из его военных записей. Я считала,что дневники эти он отослал в музей города Резекне, что в Латвии. Возглавлял тот музей участник Великой Отечественной войны генерал Липин. Активисты музея часто писали папе, присылали поздравления к каждому празднику как освободителю  Латвии и их города от немецко-фашистских захватчиков.

Судьба этого музея в нынешней Латвии и дневников моего отца мне неизвестны.   Ныне у меня другое предположение об исчезновении фронтовых дневников моего отца.

Великая Отечественная война, Форсов М.Т. Рудаков М.В.

Previous post Next post
Up