Светлана СЫНЧА
На снимке: сидят слева на право Бойко Василий,Супрун Иван,Дьяконов Виктор,Яковенко Григорий,
Стоят слева направо:Киржацкий Геннадий,Гиреев Дмитрий,Балакин Александр,Стишков Владимир. Друзья вместе учились в Чкалове и вместе служили в Краснодаре(Кореновске).
Чем дальше от нас годы Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся факты и воспоминания об участниках и боевых событиях тех лет.
В суровые военные годы в станице Кореновской базировался 104-й Гвардейский истребительный авиационный полк, в начале декабря 1941 года перебазировался на аэродром ст. Кореновской 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк.
Экипажи полка наносили дневные и ночные удары по объектам противника в Крыму, на Кавказе, под Сталинградом.
Здесь же, в Кореновской, базировалась Краснодарская школа пилотов.
С конца ноября 1941 года до 1 августа 1942 года во время нахождения 6-го ДБАП в станице Кореновской размещалась авиационная база Крымского фронта. В нашей станице был хорошо оборудован аэродром.
Летчики, которым пришлось воевать на юге страны, высоко отзывались об уровне технической работы Кореновской аэродромной службы. Здесь садились самолеты 46-го женского Таманского ночного авиационного полка Евдокии Бершанской, французского полка «Нормандия-Неман», прославленных летчиков-истребителей, о которых знала вся страна.
Летчики 6-го авиационного полка совершали ежедневные боевые вылеты с аэродрома Кореновской. Они наносили бомбовые удары по аэродромам и переправам противника, по скоплению его живой силы и техники.
Вылеты производились на территории Украины, Ростовской области, Ставрополья, Крыма, Закавказья. На страницах газет «За нашу победу», «Боевая Крымская», «Красная звезда» часто печатались материалы о боевых действиях полка.
Одно время, выполняя особые задания Верховного командования, полк имел статус особого назначения и подчинялся только командующему дальней авиацией А.Е. Голованову.
Из воспоминаний дочери командира 6-го авиационного полка Людмилы Васильевны Санберг (Лукиной):
«Из летной книжки командира полка капитана В.И. Лукина:
«7.12.41. Задача - Николаевка. Бомбардировка войск противника. Днем. Время полета - 3 часа. Длина маршрута - 850 километров. Сброшено бомб 1000 кг. Высота бомбометания 2300 метров». В дневнике он сделал записи более подробные: «7 декабря 1941 г. Район Таганрога. Бомбометание по линии фронта. Сопровождали истребители. Уничтожили изрядно автомобилей, танков и до роты пехоты противника. Атакуют «мессершмитты». Два были сбиты нашими славными истребителями. Были обстреляны зенитной артиллерией. Самолеты получили большие повреждения. Враг почувствовал уничтожающий удар нашей авиации».
В этот день экипаж командира полка совершил два боевых вылета. В район Николаевки Одесской области на позиции врага был сброшен весь бомбовой запас - 1000 кг. В район Таганрога бомбометание было проведено по линии фронта.
Осуществить два боевых вылета за день на тяжелом самолете ДБ-3Ф было крайне тяжело. В то время перевес сил был на стороне противника. Накал боевых действий на большом протяжении линии фронта требовал действенной помощи авиации нашим пехотным, танковым и артиллерийским подразделениям, которые несли большие потери.
Скупые строчки фронтового дневника капитана Лукина свидетельствуют о том, что 6-й авиационный полк в декабре 1941 года наносил бомбовые удары по противнику на большом протяжении фронта: на юге Украины, в Крыму, на территориях Ростовской области и северного Ставрополья.
Гитлеровское командование было озабочено тем, что немецкие войска несли немалые потери от бомбардировки немецких позиций советскими летчиками.
Фронтовая разведка гитлеровцев разработала секретную операцию по уничтожению советского 6-го ДБАП 132-й авиадивизии. Разведка донесла своему командованию о том, что авиационный полк базируется на аэродроме ст.Кореновской Краснодарского края.
Операция, разработанная в штабе ВВС немецкой оперативной службы фронта, предусматривала осуществление блокировки действий 6-го полка и уничтожение его в воздухе в районе Азова, где советские самолеты должны были получить сопровождение истребителей для выполнения своего задания в районе Таганрога. Немцы планировали также осуществить одновременно массированную бомбардировку аэродрома в Кореновской для уничтожения остальных самолетов полка, его аэродромного обеспечения и ремонтной базы.
Удивляет осведомленность немецкого командования о маршруте боевого вылета полка и о содержании его боевого задания. О том, что в полку или штабах могли действовать немецкие шпионы- осведомители, советским летчикам и в голову не приходило.
Утро 9 декабря началось, как обычно. Командир полка капитан В.И. Лукин провел в штабе инструктаж для летного состава. Ждали приказа о боевом вылете, но он задерживался. Наконец, днем приказ был получен. Каждая эскадрилья получила свое боевое задание по разным маршрутным целям и вылетела с аэродрома Кореновской. Последним покинул аэродром командир полка В.И. Лукин. Он возглавил эскадрилью, которой предстояло действовать на самом трудном участке, в районе Таганрога, где боевая ситуация менялась ежедневно и где советские войска неимоверными усилиями сдерживали натиск немецких войск.
В районе Азова, как говорилось в приказе, полк должен был получить сопровождение истребителей, чтобы дальше следовать в район Таганрога и там осуществить бомбардировку немецких позиций. Однако, к удивлению летчиков, советских истребителей в этом районе не оказалось, более того, их ждали в этом районе истребители противника МЕ-109 и неожиданно атаковали их. Завязался ожесточенный бой.
Не имея поддержки своих истребителей, советские бомбардировщики отбивались от «мессершмиттов» своими бортовыми пулеметами. Перевес сил был на стороне противника. Пробиться через блокировку, осуществленную немецкими самолетами, не удалось. Израсходовав боекомплект, командир 6-го авиаполка принял решение вернуться с бомбовым грузом обратно. Посадка самолетов на аэродром с бомбовым грузом на борту была сопряжена с риском. Командир полка еще не знал, что пока полк находился в воздухе, немецкая авиация нанесла жесточайшие бомбовые удары по аэродрому Кореновской, и теперь вся взлетно-посадочная полоса аэродрома была изрыта воронками от немецких бомб. В этих условиях посадить самолеты немыслимо.
Балакин Александр Петрович.
Визуальное наблюдение показало Лукину, что на краю аэродрома есть узкая полоса без воронок. Он принимает смелое решение сажать самолеты на этом участке. «Делай, как я!»- приказал он и повел свой самолет к земле. Самолеты один за другим благополучно приземлились.
Аэродром был фактически уничтожен, взлетно-посадочная полоса изувечена воронками, догорали склады, дымились мастерские, но боевой дух личного состава полка не был сломлен. Несмотря на тяжелое нервное напряжение этого памятного дня, 9 декабря 1941 года, все силы аэродромной службы и летного состава немедленно были брошены на восстановление взлетно-посадочной полосы. Работали все, в том числе и командир полка. До изнеможения, до кровавых мозолей. Начали возвращаться с боевых заданий экипажи других эскадрилий полка. К этому времени для них кострами была обозначена узкая полоса вдоль кромки аэродрома для посадки самолетов. Все экипажи приземлились благополучно».
Так воевали наши летчики в годы Великой Отечественной войны.
Здесь же, в Кореновской, проходили обучение и будущие летчики- курсанты Краснодарской военной авиашколы пилотов, которую кореновцы назвали «наша летная школа».
Недавно я получила письмо от родственников одного из инструкторов нашей авиашколы. Вот что мне написал брат погибшего в небе над Кореновской инструктора Балакина Александра Петровича, полковник в отставке Виктор Петрович Балакин: «Мой брат, Балакин Александр Петрович, родился 25 апреля в 1921 году, проживал в городе Медногорске Чкаловской области, где окончил среднюю школу и прошел одновременно летную подготовку в аэроклубе. В 1939-40 годах продолжил обучение в Чкаловском военно-авиационном училище.
После окончания училища для прохождения службы, Александр был направлен в Краснодарскую военную авиашколу пилотов.
Перед началом войны Балакин А.П. проходил службу в должности летчика-инструктора в Краснодарской военной авиашколе пилотов.
Сохранилась фотография, которая была сделана в первые месяцы войны.
В 1942-43 годах письма приходили из разных мест, но по почте военного времени определить, откуда они приходили, нельзя, главное в то время было узнать, что жив и здоров ваш брат или отец.
В 1944 году Саша после аварийного полета, госпиталя, санаторного лечения приехал к нам на несколько дней в город Медногорск в отпуск. В это время Саша продолжал служить в Краснодарской военной авиашколе пилотов в станице Кореновской.
При учебном полете с курсантом в двигателе самолета произошло возгорание, курсант покинул самолет с парашютом, а горящий самолет Саша посадил на аэродром, сбив пламя скоростью после высадки курсанта. При посадке самолета Саша получил травмы и ожоги.
В 1945 году, 30 апреля, при учебном полете произошел аналогичный случай, как и в аварийном полете 1944 года. Саша курсанта высадил с парашютом, а сам пытался посадить горящий самолет, но это сделать не смог, пламя скоростью не сбил, команду покинуть самолет не выполнил, и, не дотянув до аэродрома двух километров, самолет упал на сопку, при этом Саша погиб. Это произошло в станице Кореновской. Житель Кореновска, воентехник Егоров, рассказывал, что 1944 году прибыли в часть после ремонта семь самолетов для обучения курсантов. Все самолеты использовались в учебных полетах, и каждый самолет в 1944-45 годах имел аварийный полет, при этом погибло несколько летчиков».
От командования на имя мамы, Балакиной Анны Андреевны, пришло два документа: письмо и справка.
«1.05.1945г.ст. Кореновская.
«Уважаемая Анна Андреевна! Командование части извещает Вас о том, что 30 апреля 1945 г. при исполнении служебных обязанностей Ваш сын, Александр Петрович Балакин, погиб. Лейтенант А.П. Балакин за время своей службы в авиационной школе пилотов показал себя как дисциплинированный, грамотный и культурный офицер, достойный сын нашей социалистической Родины и Коммунистической партии. В последние минуты жизни он, не щадя себя, спас жизнь курсанта и, стремясь спасти самолет, погиб.
Офицеры и его товарищи выносят Вам, Анна Андреевна, глубокое соболезнование по поводу утраты Вашего дорогого сына и нашего лучшего офицера и товарища.
Ваш сын похоронен со всеми воинскими почестями на общем кладбище станицы Кореновской Краснодарского края».
Командир 2АЭ капитан
Владимиров, начальник
штаба капитан Климов,
парторг АЭ (неразборчиво).
Печально читать справку о смерти лейтенанта Александра Балакина, выданную 8 мая 1945 года, за день до объявления Дня Победы:
«Справка выдана Балакиной Анне Андреевне в том, что ее сын, Балакин Александр Петрович, погиб при исполнении служебных обязанностей 30 апреля 1945 года, похоронен с воинскими почестями в станице Кореновской Краснодарского края».
Начальник школы полковник Н. Соколов.
Вр. нач.отд. кадров Козлов.
«Будучи в Ростове в командировке, в воскресный день 1990 года я побывал на городском кладбище в станице Кореновской, нынешнем городе Кореновске, нашел ряд могил, где захоронены погибшие летчики Краснодарской военной авиашколы пилотов. На многих могилах не сохранилось надписей, и вообще кладбище всеми забытое. Хотя рядом с кладбищем - хороший памятник погибшим защитникам города во время Великой Отечественной войны» - написал мне Виктор Петрович Балакин.
Больно читать эти строки. Я тоже помню один из памятников летчикам на нашем старом кладбище. Сваренный из металла, покрашенный краской ярко-синего цвета с красной звездой наверху. Наверно, кореновцы старшего возраста помнят, где находятся эти могилы. Увы, мы, неблагодарные потомки, забыли о них.
Только родные, разбросанные по разным городам нашей страны, и голубое майское небо над Кореновском помнят еще о тех красивых, смелых и молодых летчиках, навсегда ушедших в небо и сохранивших жизни тем, кто будет жить после них.
Они не погибли, они просто не вернулись из полета.