Луиза Эрдрич "Круглый дом"

Oct 09, 2021 23:18



Первая аналогия, которая возникает после ознакомления с аннотацией к этой книге - история взросления, триллер и семейный роман - это «Вино из одуванчиков» Рея Брэдбери. События, которые происходят в небольшой период года, рассказаны от лица подростка, у которого свой взгляд на мир и есть свое на его счет мнение. Жизнь наносит ему суровый удар, слишком рано открывая ему правду о человеческой жестокости, для демонстрации которой выбирает самого близкого для него человека. Но даже эти события всего лишь фон для формирования его характера и личностного становления, такой же как первая влюбленность и вожделение, «запретные плоды» в виде алкоголя и сигарет, истории из прошлого его стареющих близких. Но в отличии от Брэдбери, который мрачной правде придал форму грустного сна, смирения с неотвратимой неизбежностью и оптимистичного взгляда в будущее, Эрдрич вываливает весь тяжелый трагизм таким, какой он есть. Хотите уверенности, что трудности и лишения это просто очередной этап, преодолев который перед вами отроется безграничный мир возможностей и достижений, где вы сконструируете свою счастливую жизнь? Нет, слишком рано вы об этом задумались. Трудности и лишения это действительно этап (который еще нужно преодолеть), но с чего вы взяли, что этот этап конечен и за ним светлое будущее? Самое страшное, что впереди еще множество аналогичных этапов. Именно они и есть жизнь - череда испытаний, которые только и делают, что наносят безостановочные удары.

И вот этот пессимизм и безнадежное отчаяние, свойственное самым обездоленным и обманутым этническим группам современного цивилизованного мира (индейцам), которыми пропитана эта история - это повод для рассуждений и в этом ее положительное свойство. Но в целом, книга оставляет в удрученном состоянии, удовольствия от прочитанного не испытываешь. И виной тому первоначальная аналогия с «Вином из одуванчиков», которая ближе к концу улетучивается практически полностью. «Винтики» у Эрдрич и Брэдбери были идентичными, но «механизмы» получились совершенно не похожими. И в плане эмпатии то, что сделал Брэдбери ярче и светлее, а ведь так хочется жить с надеждой на прекрасное будущее. Но мы все взрослые люди и прекрасно понимаем, что впереди старость и смерть, и в этом нет ничего прекрасного. Потому я не буду ставить в вину Эрдрич желание говорить правду.

Тут нужна ремарка, что это просто мои рассуждения по итогам прочтения. Эрдрич очень мало говорит о будущем. Ее герой, наоборот, вспоминает прошлое и пытается достоверно передать свои юношеские переживания, но даже сейчас понятно, что спустя годы его жизнь яркими красками не наполнилась. Потому я трактую посыл американского автора именно так: человек формируется еще в юном возрасте, модель поведения, которую он выберет, сформирует вариант развития его жизни в будущем.

Стоит сказать и об отрицательных качествах этого произведения. Влюбить меня в главного героя у Эрдрич не получилось. Сопереживать ему не вышло. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне скучно за ним наблюдать и совершенно безразлично как сложиться его судьба в дальнейшем. Надуманная и неестественно трагическая концовка романа окончательно убедила меня в вымышленности этой истории. Концовка это вообще отдельный фейл: как будто пришел Шарик и дописал последние три страница про то, как у него кости ломит и хвост отваливается.

Собственно, именно поэтому я и написал столько «много буков». Для меня этот роман стал проходным средним произведением, которых сейчас очень много. Спустя какое-то время их сюжеты практически полностью стираются из памяти. Но мне катастрофически жалко потраченного на него времени. А вот найдутся потом мои рассуждения на эту тему и всплывут в памяти общие картинки из этой невзрачной истории Эрдрич.

книги

Previous post Next post
Up