Долго я откладывал знакомство с творчеством этого автора, все думал, что автор плодовит и, если понравится, то придется еще и его всего читать. А таких, чье творчество интересно, очень много, а времени совсем мало. Но все-таки руки дошли до первого его романа в его первой трилогии. Сказать по правде притянул меня именно сюжет, напомнивший антиутопию Френка Герберта «Улей Хелстрема», прекрасную по всем параметрам книгу. Но оказалось, что у Вербера все совсем не так, и людей в отличии от Герберта по правилам муравьев он жить не заставляет. Он просто описывает муравьев. Казалось бы, что может быть менее интересным? Поняв свою ошибку, я собирался бросить чтение, осилив треть романа, но оказалось, что история очень затянула. И это действительно очень здорово. Триллер о приключениях муравьев читается на одном дыхании, хотя здесь есть не менее интересная линия человеческих персонажей. Хотя к последним у меня осталось очень много вопросов, основной: почему вы так легко приняли свою участь? Но не в ответе на этот вопрос суть произведения, скорее наличие на него логичного ответа изменило бы смысл, заложенный французским автором.
История изобилует фактами из жизни насекомых, которые кажутся несведущему человеку (как я) невероятными и вынуждают гуглить для подтверждения или опровержения описанного Вербером. И что удивительно роман заинтересовал этим «миром под ногами», вынуждая дополнять полученные знания, по крайней мере, из Википедии.
В качестве минуса, отмечу европейскую и французскую в частности пидарастию. Она особенно проявляется в эпизоде спаривания улиток, например. Здесь у Вербера улитки извиваются в экстазе, засовывая свои пенисы поочередно в вагинальные отверстия друг друга, они испытывают поочередно то мужской, то женский оргазмы. Возможно, я конечно не прав, но я слышал о том, что наслаждение от секса испытывают только люди и дельфины, для всех остальных это инстинкт. А во вторых, может быть это только мне гомофобу так показалось, но описания спариваний у Вербера обильно отдают голубизной. Хотя для толерантных французов это может быть является нормой. А может вообще процесс спаривания насекомых и должен выглядеть для человека отвратительным, и не важно, кто спаривается гермафродит или более высшее существо.
Ну и одна из самых интересных мыслей Вербера, в правильности которой меня он убедил без особых сложностей.
Эпизод: Я ошибся. Мы не равны, мы не соперники. Появление людей - всего лишь короткий эпизод в безраздельном царствовании муравьев на Земле.
Они неизмеримо многочисленней нас. У них больше Городов, они занимают больше экологических ниш. Они живут в любом климате, в том числе и в таком, где ни один человек не выжил бы. Куда бы ни упал наш взгляд, везде есть муравьи. Они жили сто миллионов лет до нас, и, судя по тому, что они принадлежат к немногим организмам, нечувствительным к атомному взрыву, они проживут еще сто миллионов лет после нас. Мы только случайность в три миллиона лет в их истории. Кстати, если однажды нашу планету посетят пришельцы из космоса, они не совершат ошибки. Они вступят в контакт не с нами, а с ними. Они - настоящие хозяева Земли.