Камера-обскура (лат. camera obscūra - «тёмная комната») - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.
Первым предложил конструкцию и "фирменное" название "камера-обскура" для нового оптического прибора известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи.
Именно Леонардо да Винчи первым применил эту камеру для зарисовок пейзажей.
Вот как писал Леонардо да Винчи в 1470 году о принципе работы своего изобретения: "Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней все предметы в их соответствующих размерах и цветах; они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади".
Многие художники использовали камеру-обскуру для создания пейзажей и портретов. Она не обеспечивала высокой резкости изображения, хотя все-таки резкость изображения могла быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия. Камеры обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света, а вместо простого отверстия использовался объектив, что позволяло увеличить яркость и резкость изображения.
Голландец Ян Вермеер с помощью камеры-обскуры достиг в городских пейзажах почти фотографической объективности.
При помощи камеры работал художник Каналетто, изображая Венецию. Именно он считается создателем жанра венецианской ведуты, когда при создании картин с целью повышения точности изображаемого художник использовал камеру-обскуру. Многие появившиеся в те времена картины и гравюры с изображением панорам городов и улиц были до мельчайших деталей абсолютно точны, что было явным признаком работы с применением камеры-обскуры.
В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру оснащённую зеркалом расположенное под углом 45° и проецирующею изображение на матовую, горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.
В середине 18 века в России была распространена камера-обскура под названием «махина для снимания перспектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были почти документально запечатлены виды Петербурга и окресностей. Известный «ландкартный гравер и в перспективе мастер» М. Махаев к 50-летию Петербурга очень быстро выполнил два десятка «першпектов» столицы, а затем и виды других городов.
Альбрехт Дюрер 1471-1528:
Рисование через стекло, или Художник, рисующий сидящего мужчину (из Руководства к измерению при помощи циркуля и линейки плоскостей и обьёмов от Альбрехта Дюрера, посвящённого всем любителям искусства)
Художник, рисующий лежащую женщину (из Руководства к измерению при помощи циркуля и линейки плоскостей и обьёмов от Альбрехта Дюрера, посвящённого всем любителям искусства)
Художник, рисующий лютню с помощю перекрещивающихся нитей (из Руководства к измерению при помощи циркуля и линейки плоскостей и обьёмов от Альбрехта Дюрера, посвящённого всем любителям искусства)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Камера-обскураhttp://class-fizika.narod.ru/cam.htmhttp://class-fizika.narod.ru/cam1.htmhttp://prophotos-ru.livejournal.com/999292.html Камеры-обскура используются и в современности.
Сан-франциско.
http://www.readthespirit.com/rodney-curtis/the-camera-obscura/