Хлопотное это дело - выгул туристов. Кому попить, кому пописать, кто-то устал, кто-то зазевался и отстал, глаз да глаз и постоянный стресс. Да и гид из меня совершенно начинающий и неопытный. Ну да "взялся за гуж....так тебе и надо".
Одним из пунктов нашей разнообразной и насыщенной программы был Павловск. Во-первых, потому что белки. Эти скакучие хитрюги с давних пор считаются одной из визитных карточек Павловского парка, а муж мой белок обожает. Ну как не порадовать любимого.
Во-вторых, потому что Мария Фёдоровна, первая хозяйка Павловска, урождённая София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, детство своё провела в Монбельяре, в фамильном замке, как это ни странно, Вюртемберг, что в пятнадцати минутах от той деревни, где мы сейчас проживаем. Ну и, ясен пень, моим французам просто необходимо было увидеть, что же она тут такого понастроила.
Ну а в третьих, потому что просто красиво.
Дворец и парк начали создаваться в счастливый период жизни августейшей семьи, что наложило видимый отпечаток на архитектуру и общее настроение всего комплекса. Такое, знаете ли, идиллическое гнёздышко. Мария Фёдоровна, женщина талантливая, незаурядная и целеустремлённая, положила много сил на обустройство своего детища. Сюда приглашались знаменитые литераторы Карамзин, Крылов, Жуковский, в Розовом павильоне устраивались литературные и музыкальные вечера. А библиотека, мммм, друзья мои, библиотека! Дайте мне кофейную машину и несколько бутербродов, и я не выйду оттуда неделю. Один запах старых книг чего стоит.
Ну и отдельное человеческое спасибо и низкий поклон тем, кто восстановил дворец из руин после войны. Там для наглядности фотографии стоят, как это выглядело сразу после освобождения от фашистов - не знаю я, какое дерьмо надо иметь в башке вместо мозга, и какую ненависть и злобу таскать в душе, чтобы творить такое.
Зато современные служащие и хранители прекрасного вызвали некоторое, как бы это помягче..... недоумение. Нам было с чем сравнить. Мы до этого были в Пушкине, в Эрмитаже, в Русском, но таких брутальных персонажей встречать не доводилось, специально их там выращивают, что ли? Начнём с того, что десять слов на английском при такой работе явно бы не помешали... ан нет. Доброжелательная улыбка в последний раз касалась этих суровых лиц не позже восьмого марта. Менторские интонации и командирские замашки привиты им, видимо, с детства. А теперь представьте, что некая дама, весом под центнер, со зверским выражением лица ОЧЕНЬ громко объясняет иностранцу на русском языке, что вот в этот зал ему сейчас войти нельзя, а будет можно только после того, как он осмотрит вот те два. А если бедолага с первого раза не понимает (а он, ясное дело, не понимает) то дама срывается в крик, добивая бедолагу децибелами. И всё это при том, что он заплатил за билет вдвое дороже, чем русские. СТЫДОБЕНЬ!
Представительная дама на входе, манерно кутаясь в палантин, встала грудью у меня на пути с философским, я считаю, вопросом: "Вы кто?" И это при том, что билеты у нас уже проверили. Я начала судорожно соображать, какая именно часть моей биографии её интересует, но внезапно обнаглела и говорю: "Сама дура" "А вы?" Тут уж ей пришлось сознаться, что она здесь работает (о существовании бейджей она ещё не в курсе, видимо). Завязалась короткая перепалка, в ходе которой дама пыталась доказать мне, что у меня могут отобрать лицензию, а я уверяла её, что сие невозможно, за неимением оной. Из баталии я вышла с оглушительной победой, припечатав тётьку сообщением о том, что я не гид, а вот эти двое иностранных граждан- мои соседи. Ну и смачно добила тем, что вот этот третий, это мой муж,а все мы вместе индивидуальные туристы в количестве четырёх человек. Тут она как-то так сникла и убрала свою грудь с нашей дороги. Французы окончательно уверились в моём всемогуществе, но даму обошли по самой длинной траектории, на всякий случай.
И только одна замечательная смотрительница в Зале Войны с доброй улыбкой (!) жестами предложила Жаки и Даниэль сфотографировать их вместе. Спасибо тебе, добрая женщина!
На выходе из дворца Жаки пошёл "не в ту дверь", так прыткая хранительница истории, не взирая на свои габариты, в два прыжка перекрыла холл и, схватив бедолагу за рукав, потащила его в "ту дверь". Жаки потом ещё минут десять хлопал глазами на многострадальный манжет и повторял: "Вы видели? Она схватила меня за рукав! Она схватила меня за рукав!" Я вот спросить стесняюсь, а не легче над "той дверью" просто написать "ВЫХОД" на великом могучем и на английском, для глупых, которые русского не знают. А хотя нет, на кого же тогда габаритная тётенька охотиться будет.
Так что, если вдруг кто-то из администрации музея прочтёт этот опус, то я очень его прошу, ну хоть пару тренингов для персонала, а? Ну чтобы перед гостями не стыдно было.
А дворец прекрасен, да.
И парк тоже. Вот только белки подвели. Толстые, рыжие, избалованные белки куда-то все подевались. Муж мой расстроился, а что поделаешь. Может у них брачный сезон и они по дуплам сидят - важным делом занимаются?