20 лучших британских фильмов всех времен по версии Time Out Дурацкий у них список получился. От нечего делать решил свой составить.
В хронологическом порядке.
1. Dead of Night - Глубокой ночью (1945), реж. А. Кавальканти, Ч. Крайтон, Б. Дирден, Р. Хеймер.
Фильм-оборотень - милая и старомодная история о призраках ближе к финалу оборачивается каким-то кинобезумием.
2. The Third Man - Третий человек (1949), реж. К. Рид.
Потому что главный герой тут сам город - послевоенная потусторонняя Вена.
3. Hobson's Choice - Выбор Хобсона (1954), реж. Д. Лин.
Потому что Чарльз Лоутон и погоня за луной.
4. Peeping Tom - Подглядывающий (1960), реж. М. Пауэлл.
В списке "Тайм-аута" поражает как обилие ранних работ Пауэлла, так и отсутствие этого вуайеристского шедевра.
5. The Loneliness of the Long Distance Runner - Одиночество бегуна на длинные дистанции (1962), реж. Т. Ричардсон.
Потому что персонаж Тома Кортни сошел с дистанции.
6. The Servant - Слуга (1963), реж. Дж. Лоузи.
Лучший из английских фильмов межконтинентального авантюриста Лоузи. "Месье Кляйн" лучше, но он был снят во Франции, так что не считается.
7. The Knack ...and How to Get It - Сноровка... и как ее приобрести (1965), реж. Р. Лестер.
Потому что сцена "he raped me" тут уморительно смешная.
8. Performance - Представление (1968), реж. Д. Кэммелл, Н. Роуг.
Психоделический драйв. Трогательный в своей некузявости гламур. Бегство от себя. И пуля в темя как единственный способ коммуникации с другим.
9. The Devils - Дьяволы (1971), реж. К. Рассел.
Есть искушение лучшим фильмом Рассела назвать "Амелию и ангела", но из полнометражных его работ лучшими и самыми, увы, актуальными остаются все же "Дьяволы".
10. A Clockwork Orange - Заводной апельсин (1971), реж. С. Кубрик.
Некоторым образом моя уступка собственным вкусам 20-летней давности. И скажите спасибо, что не "Бразилия" Гиллиама.
11. The Wicker Man - Плетеный человек (1973), реж. Р. Харди.
Дезориентирующий фильм - как в жанровом отношении, так и в плане морали.
12. The Duellists - Дуэлянты (1977), реж. Р. Скотт.
Костюмная драма + экшен. Сценарий по повести Дж. Конрада + уверенная режиссура еще не успевшего оголливудиться Скотта + сравнительно молодые Кит Кэррадайн и Харви Кейтель. Что еще нужно?
13. The Tempest - Буря (1979), реж. Д. Джармен.
Потому, что Джек Биркетт - Калибан, а панкушка Уиллкокс - Миранда. И танец морячков в финале!
14. The Falls - Падения (1980), реж. П. Гринуэй.
Не люблю Гринуэя, но его первый полный метр, - мокьюментари-исследование последствий загадочного ZOV'а, - просто обожаю. Даже музыка Наймана тут не раздражает.
15. Comrades - Товарищи (1986), реж. Б. Дуглас.
Фантасмагорическая история первого английского профсоюза, рассказанная при помощи "волшебного фонаря".
16. Withnail and I - Уитнэйл и я (1987), реж. Б. Робинсон.
Тут в принципе могла быть и какая-нибудь другая комедия того периода. "Экспромт", например. Или "Рыбка Ванда". И, конечно, "Как преуспеть в рекламе" того же Робинсона. Но "Уитнэйл и я" побеждают по очкам.
17. The Last of England - На Англию прощальный взгляд (1988), реж. Д. Джармен.
Квинтэссенция всех фильмов Джармена, на мой взгляд, бессюжетная и прекрасная.
18. Orlando - Орландо (1992), реж. С. Поттер.
Мне очень нравятся "Золотокопатели" Поттер, вышедшие десятью годами ранее, но в "Орландо" Тильда Суинтон находится на вершине своей андрогинности, как такое не отметить?
19. Naked - Обнаженные (1993), реж. М. Ли.
В моем списке не нашлось места Кену Лоучу, недолюбливаю его, но и Майка Ли, которого с Лоучем часто (и не без оснований) сравнивают, могло бы быть намного больше, люблю его фильмы почти все, от бергмановских по духу "Безрадостных моментов" до биографического "Мистера Тёрнера". Naked, наверное, самый пронзительный и отчаянный из них.
20. The Sky Trembles and the Earth Is Afraid and the Two Eyes Are Not Brothers - Небо дрожит, и земля боится, и два глаза не братья друг другу (2015), реж. Б. Риверс.
Опять фильм-оборотень. Документальный отчет о съемках картины Оливера Лакса превращается в экранизацию одного из самых жутких рассказов Пола Боулза.