Dec 26, 2012 14:57
Виртуальное пространство постепенно перестает рассматриваться как некая искусственная надстройка, противостоящая «реальной» жизни, и все больше воспринимается как естественная часть жизни современного человека, как необходимый аспект современной цивилизации, благодаря которому свободно и многогранно проявляется сознание.
В этом коллективном сознании возникают новые мифы и образы, находя воплощение, к примеру, в таком явлении, как компьютерные игры. Их огромная популярность говорит ни о чем ином, как о глубокой потребности в неком психическом опыте, пережить который как-то иначе не всегда удается.
Пожалуй, трудно найти социальную группу, в которой нет увлеченных геймеров. Среди поклонников компьютерных игр есть как молодые люди, ориентированные на современную веб-культуру, представители интеллектуальных профессий, так и офисные работники, студенты и даже пожилые люди. Согласно интересной статистике американской Ассоциации игрового программного обеспечения, средний возраст геймера составляет 30 лет. А это говорит о многом.
Во-первых, это сразу ставит под сомнение популярное представление о том, что увлечение компьютерными играми - возрастное явление, некая мода в рамках молодежной культуры. Во-вторых, становится очевидным, что помимо сугубо развлекательной, игры выполняют некую другую, более важную функцию, актуальную как для 10-летнего ребенка, так и для 40-летнего мужчины.
Сквозь разнообразие и пестроту деталей большинства игр просвечивает архетипический сюжет мифа о Герое. Одинокий странник начинает свой путь с поиска, его призывают к великим свершениям и ждут от него самой безрассудной отваги. Герою противостоит невероятное зло, сильный и хитрый противник, победить которого можно, только взглянув смерти в лицо и отбросив самый последний страх.
Этот сюжет, названный Джозеф Кэмпбеллом «мономифом» за свою универсальность, встречается практически во всех культурах и имеет удивительно сходную структуру у народов, живущих на разных концах света.
Кэмпбелл и многие другие исследователи (М. Элиаде, К. Юнг, Э. Нойманн) указывают, что миф о герое отражает историю развития Самости, а поэтому прохождение через этот миф, переживание его, знаменует собой глубокую личностную трансформацию, позволяющую Эго расширить свои границы.
Трансформация героя осуществляется благодаря путешествию, которое уводит его на чужбину и вынуждает преодолевать разнообразные препятствия (это могут быть внешние враги, искушения и т.д). Очень часто герой переживает смерть и перерождение ( которые соответствуют инициации в традиционных обществах) , или сталкивается со своими глубочайшими страхами. Это позволяет ему «родиться заново» в новом качестве, и во всей своей славе возвратиться домой, в тот мир, который он покинул ради ценного опыта.
Как отмечает Э. Нойманн, путешествие героя - это также «миф о божественном происхождении человека». Эти слова не обязательно понимать буквально. Божественное происхождение - это метафора, указывающая на возможность развития до более высокого уровня целостности сознания и личности, которое всегда дает более широкие возможности адаптации как во внешнем, там и во внутреннем мире.
Различные направления психологии предлагают, по сути, сходные схемы цикла психического развития. Однако помимо этого циклической формы внутреннего движения Эго, которое, подобно Солнцу, проходит свой путь по небосклону души, должна существовать и вертикальная ось, которая покажет, как именно трансформируется личность, переживая мономиф, и что она приобретает, проходя через инициацию и символическую смерть. Модель вертикальной, эволюционной оси трансформации предложил основатель интегрального подхода к психологии Кен Уилбер. Он выделил несколько уровней развития, через которые проходит сознание и личность человека. Первые, базовые уровни современный человек проходит естественным образом в процессе взросления, в то время как более высокие уровни развития являются результатом работы над собой и связаны с переживанием того, что обычно называется духовным, мистическим опытом.
Путешествие героя - это, по сути, бесконечный квест с открытым финалом. Циклическая структура размыкается, превращаясь в спираль, каждый виток которой знаменует новый уровень развития сознания, новую модель реальности и новое восприятие мира. Однако архетипический сюжет, лежащий в основе мифа о Герое остается неизменным. Как всякий архетип, он отличается удивительной жизнестойкостью и переживает любые исторические кризисы.
Мономиф отлично адаптировался и в 21 веке в рамках цивилизации, далекой от корней традиции и, казалось бы, потерявшей связь с опытом предков. Не имея более внешнего, «официального» опыта инициации, многие люди ищут его в мифологическом пространстве компьютерных игр, популярных фильмов и книг
Этот опыт оказывается тесно вплетенным в современную массовую культуру, что вызывает у многих сомнения в его истинности. Однако психический опыт всегда является истинным, если переживающий готов открыться ему. Традиционная инициация, и ее современные виртуальные и реальные аналоги являются лишь символами, внешними выражениями процесса преображения, который всегда происходит внутри.
philosophy,
myths,
archetypes,
thoughts