Originally published at
съедин.kz. ничего лишнего.. Please leave any
comments there.
«Гран Торино» Клинта Иствуда - это «Ворошиловский стрелок» по-американски, только без ложного пафоса и счастливого финала. Ибо справедливость - это грустная иллюзия.
Клинт Иствуд уже обещал покончить с ролями в кино и остаться только лишь в кресле режиссера, но «Гран Торино» - случай особый, потому что нет актера, который бы лучше Иствуда исполнил роль ворчливого Уолтера Ковальски.
Ковальски - крепкий одинокий старик, ветеран американской войны в Корее. Похоронил жену, за годы молодости не выстроил отношений с сыновьями, ненавидит соседей-азиатов, пьет пиво и плюет на окружающих.
Типаж колоритный, вы таких точно знаете. Но в случае Уолтера все усложняется тем, что поступки (проступки?), которые он совершил на войне жрут его бренное тело и неспокойную душу уже много лет.
После смерти жены местный пастырь («ты просто 27-летний заучивший девственник, который держит за руку дряхлых старушек, обещая им жизнь вечную») убеждает Уолтера исповедаться. Да только Уолтер плевал на церковные традиции и в отпущение грехов не очень-то верит.
Иствуд рассуждал на тему религии и в «Малышке на миллион» (где его герой - воинствующий атеист доставал пастыря заковыристыми вопросами), и в
«Подмене» (где святой отец является катализатором некоторой справедливости).
В «Гран Торино» Иствуд подает религию как вещь не обязательную и в большинстве жизненных обстоятельствах не нужную. По Иствуду людские законы выше божьих. Несмышленый пастырь быстрее научится правилам жизни у вредного ветерана, чем в церковной семинарии.
Отсутствие справедливости - это главный лейтмотив «Гран Торино». Никогда не получается так, как задумывал. Человек больше всего жалеет о том, на что приказа не было, а судьба время от времени сводит с тем, кого лучше обходить. Однажды измазав руки в крови (Иствуд - ко всему прочему, мастер визуальных метафор), навсегда понимаешь, что убийство - это горячка, от которой не избавиться, а разобраться с ублюдками можно гораздо более эффектным методом.
И в этом главное отличие от «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина, в котором Михаил Ульянов так чистенько мстил за изнасилование безгрешной девицы, так четко выстраивал план убийства молодых безголовых волков, что в финале это превращалось в фарс. У Иствуда таких сказок быть не может. У него все «по чесноку», взаправду, с кровью и парадоксальными метаморфозами.
Мальчишка станет мужчиной, вредители - радушными соседями, расист - воспитателем и образцом. А зачем здесь «Гран Торино»? Затем, чтобы спровоцировать, поменять порядок вещей и достаться победителю.
Седовласый Иствуд, плюющий кровью - носитель подлинных ценностей.
Bonus: Продолжается раздача билетов в кино с открытой датой. Чтобы хорошо провести время в кинотеатре, не тратя денег на вход, достаточно ответить на вопрос:
В какую страну на несколько дней прилетел Хью Джекман и зачем?
Первый правильный ответ, оставленный в комментариях к этой записи, получит два билета в в кино.
Спонсоры рубрики:
Сеть кинотеатров Star Cinema и
«Мега».