Это инфа о моих мастер-классах - возможность для камрадов по ЖЖ познакомиться в реальности, не только по блогосфере. Дело это некоммерческое. На лекцию 26 мая не нужно даже записываться - лекционный зал в "Гараже" довольно большой
( Read more... )
Вообще, я, признаться, Вашим студентам завидую. Тут такими сторонами живописи, как колористика или композиция, никто особо не занимается и предметов таких нет в помине.
Вообще-то у нас сложнее ситуация. Для развития программ цветоведения было бы необходимо связать упражнения с натурными постановками. То есть работать в связке с кафедрой академической живописи. Но по различным причинам эти полтора десятилетия я имел возможность развивать проект лишь в рамках основ формальной композиции.
Хотя конечно была огромным счастьем сама возможность вести работу и развивать полемику в нашем строгановском контексте и строить диалог с использованием профессиональных категорий, в традиционной образовательной структуре (разделяя целостный творческий проект между кафедрами и уч.дисциплинами).
у нас к сожалению проблемы больше - административные - а также проблемы закрытости корпоративных сообществ строгановских художников-живописцев, которые имеют огромный опыт подготовки абитуриентов, и конечно такой опыт довольно узок.
Однако по моему мнению в таких ВУЗах как наши с Вами заведения вполне могли бы традиции проектной культуры обогащать в рамках академической живописи хотя бы пропедевтические упражнения .
В том заведении, где я сейчас преподаю, в свое время, только приехав, я с нуля разрабатывал программы по колористике и колористической композиции/пропедевтике. Их тут не было вообще, даже в зародыше. Инерция, надо сказать, была преизрядная... да и до сих пор мало кто из раньших «картинщиков» понимает цель и смысл таких дисциплин. Иногда приходится просто тупо давить авторитетом, если для дела нужно. Всяко, в общем, бывало и бывает... Но вот у вас-то недостатка в традициях и наработанном опыте нет, потому мне странно, что проблемы тоже есть...
проблемы рабочие. С проблемами мы работаем, хотя это и не означает что проблемы будут решены, могут быть решены.
думаю что профессионалы отличаются как раз тем что работают с проблемами, понимая и контролируя проблемную ситуацию. Парадокс Строгановки в том что наши «картинщики» как правило выпускники тех же дизайнерских кафедр. Не знаю, может быть комплексы, оставшиеся со студенческой скамьи заставляют людей сосредоточиться исключительно на живописании да занимаясь ещё конечно подготовкой абитуриентов ...
Вы попробуйте что-то им сказать про постановку цели или ориентирование в смыслах. Они скажут "Ну как ты можешь так говорить... Ну ладно они...эти... которые... но ты же !!!ХУДОЖНИК!!!". Это означает что можно работать только на личном таланте и интуиции, методом проб и ошибок. Так учились сами. Так учат других.
Но все-таки люди с проектным образованием даже занимаясь чисто станковой работой, все равно имеют бОльший кругозор, просто по факту того, что им приходилось (и приходится) думать в контексте синтеза искусств. Я-то имел в виду чистых «картинщиков», замкнутых в рамках как раз вот этого наивного «ну ты-то ХУДОЖНИК»... И вот они, бывает, просто путаются в разнице между собственно колористикой (ее теорией и практикой), колористической копмозиционной пропедевтикой и такими специфическими предметами, как технология живописи/живописные техники. Просто не видят, не понимают разницы, даже после объяснений. Я вот сейчас как раз занимаюсь подробным (в разумных, конечно, пределах) расписыванием в тексте всех этих различий и особенностей, а далее - напротив - точек соприкосновения и вариантов взаимосвязи. Нудное дело, сил нет...
я тоже склонен полагать что это как говорится не пропьёшь. Однако пытаясь в глазах их разглядеть способности человека проектной культуры, способность ставить цель и выбирать пути целедостижения, я не обнаруживал признаков что эту цепочку целополагания и целедостижения они хоть как-то контролируют. Ну как Бог на душу положит... а такой алгоритм можно передавать в подвале любой мастерской. Для интуитивных прозрений не обязательно раскатывать всю бодягу с академическим образованием.
А насчёт путаницы -да, с трудом понимают что мы занимаемся не КРАСКОведением, а ЦВЕТОведением. Ну объяснить-то попытаться можно, но забудут тут же, ведь нет же скелета у такой педпрактики.
Насчёт того что занятие нудное - сочувствую конечно. Мне кажется что тяжесть эта от того что человек для себя решил всё и выяснил много лет назад. А приходиться теперь делать то, что проблемой не является, а значит энергии не даст. Типа полезно, но лично интереса в этом нет.
>с трудом понимают что мы занимаемся не КРАСКОведением, а ЦВЕТОведениемИменно. На один из довольно наивных вопросов (от преподавателя, на конференции) по этому поводу я ответил примерно следующим образом: практические упражнения, выполняемые в рамках изучения колористики, принято выполнять гуашью потому, что только гуашь (в этих экзерсисах, не в живописной практике) дает ровную матовую цветовую поверхность без ненужной в этом случае «живописной» глубины, олицетворяя тем самым чистую идею цвета, то есть то, что масимально и требуется от колористической практики. Не просто красочная поверхность, а именно своего рода надреальность чистой идеи цвета. Причем, уточнил, что дополнительное парадоксальное изящество практике таких упражнений придает как раз тот факт, что эта пресловутая чистота, надреальность чистой идеи цвета шаг за шагом воплощается-реализуется именно вручную, а не дистанцированно от непосредственного ощущения материала, как на экране монитора, к примеру. Не удержался, в общем
( ... )
"дополнительное парадоксальное изящество практике таких упражнений придает как раз тот факт, что эта пресловутая чистота, надреальность чистой идеи цвета шаг за шагом воплощается-реализуется именно вручную, а не дистанцированно от непосредственного ощущения материала, как на экране монитора, к примеру"
Интересная мысль :)
Мне в процессе прочтения: "КРАСКОведением, а ЦВЕТОведением", как раз подумалось, что дабы не путать можно просто все делать на компьютере и вопрос красок отпадет.
Опосредованность манипуляций, дистанцирование от процесса воплощения лишает такой тренинг смысла. Тут не стоит забывать, что это прежде всего учебная дисциплина.
Ну я, в общем, тоже не вчера впервые компьютер увидел :) Речь о том, что непосредственное переживание реальности материала, ощущение его возможностей, опыт сопротивления материала и опыт его преодоления - вот это все незаменимо ничем. И опыт преодоления сопротивления, своего рода «борьбы с косностью материи» в поисках возможности превращения ее в «чистый дух» - вот это первично на самом деле.
Пафос очень в тему, кстати. Я тут с маслом воюю уже пару месяцев - раньше красками работал очень мало. И, признаться, оно меня пока побеждает ))) Ничерта толком не получается :( Вот и пытаюсь разобраться почему все выходит то серым, то однотонным, то грязным, когда в голове все так красиво и складно )) А вообще, да, я знаю нужно сделать вдох поглубже и фигачить, фигачить, фигачить, или как там Ленин завещал?..
Reply
я заказал малярные валики с ручкой от 30 см до полутораметровой, но и это коротковато...
Reply
Вообще, я, признаться, Вашим студентам завидую.
Тут такими сторонами живописи, как колористика или композиция, никто особо не занимается и предметов таких нет в помине.
Reply
Для развития программ цветоведения было бы необходимо связать упражнения с натурными постановками. То есть работать в связке с кафедрой академической живописи.
Но по различным причинам эти полтора десятилетия я имел возможность развивать проект лишь в рамках основ формальной композиции.
Хотя конечно была огромным счастьем сама возможность вести работу и развивать полемику в нашем строгановском контексте и строить диалог с использованием профессиональных категорий, в традиционной образовательной структуре (разделяя целостный творческий проект между кафедрами и уч.дисциплинами).
Reply
Reply
- административные
- а также проблемы закрытости корпоративных сообществ строгановских художников-живописцев, которые имеют огромный опыт подготовки абитуриентов, и конечно такой опыт довольно узок.
Однако по моему мнению в таких ВУЗах как наши с Вами заведения вполне могли бы традиции проектной культуры обогащать в рамках академической живописи хотя бы пропедевтические упражнения .
Reply
Но вот у вас-то недостатка в традициях и наработанном опыте нет, потому мне странно, что проблемы тоже есть...
Reply
думаю что профессионалы отличаются как раз тем что работают с проблемами, понимая и контролируя проблемную ситуацию.
Парадокс Строгановки в том что наши «картинщики» как правило выпускники тех же дизайнерских кафедр. Не знаю, может быть комплексы, оставшиеся со студенческой скамьи заставляют людей сосредоточиться исключительно на живописании да занимаясь ещё конечно подготовкой абитуриентов ...
Вы попробуйте что-то им сказать про постановку цели или ориентирование в смыслах. Они скажут "Ну как ты можешь так говорить... Ну ладно они...эти... которые... но ты же !!!ХУДОЖНИК!!!".
Это означает что можно работать только на личном таланте и интуиции, методом проб и ошибок. Так учились сами. Так учат других.
Reply
И вот они, бывает, просто путаются в разнице между собственно колористикой (ее теорией и практикой), колористической копмозиционной пропедевтикой и такими специфическими предметами, как технология живописи/живописные техники. Просто не видят, не понимают разницы, даже после объяснений.
Я вот сейчас как раз занимаюсь подробным (в разумных, конечно, пределах) расписыванием в тексте всех этих различий и особенностей, а далее - напротив - точек соприкосновения и вариантов взаимосвязи.
Нудное дело, сил нет...
Reply
А насчёт путаницы -да, с трудом понимают что мы занимаемся не КРАСКОведением, а ЦВЕТОведением. Ну объяснить-то попытаться можно, но забудут тут же, ведь нет же скелета у такой педпрактики.
Насчёт того что занятие нудное - сочувствую конечно. Мне кажется что тяжесть эта от того что человек для себя решил всё и выяснил много лет назад. А приходиться теперь делать то, что проблемой не является, а значит энергии не даст. Типа полезно, но лично интереса в этом нет.
Reply
Reply
Интересная мысль :)
Мне в процессе прочтения: "КРАСКОведением, а ЦВЕТОведением", как раз подумалось, что дабы не путать можно просто все делать на компьютере и вопрос красок отпадет.
Reply
Reply
Тут может сказывается мой достаточно богатый опыт работы с компьютером - работу с ним я не воспринимаю, как дистанционное манипулирование.
Reply
Речь о том, что непосредственное переживание реальности материала, ощущение его возможностей, опыт сопротивления материала и опыт его преодоления - вот это все незаменимо ничем. И опыт преодоления сопротивления, своего рода «борьбы с косностью материи» в поисках возможности превращения ее в «чистый дух» - вот это первично на самом деле.
Сорри за пафос, у меня скоро утро уже :)
Reply
Я тут с маслом воюю уже пару месяцев - раньше красками работал очень мало.
И, признаться, оно меня пока побеждает )))
Ничерта толком не получается :(
Вот и пытаюсь разобраться почему все выходит то серым, то однотонным, то грязным, когда в голове все так красиво и складно ))
А вообще, да, я знаю нужно сделать вдох поглубже и фигачить, фигачить, фигачить, или как там Ленин завещал?..
Reply
Leave a comment