Весенняя молодёжная выставка Московского Союза художников (секция монументалки)

Mar 10, 2017 13:06

Пару дней ещё открыта весенняя молодёжная выставка в залах на Старосадском (приглашаю в усадьбу, где #МосковскийСоюзхудожников делает выставки активные и сменяющие друг друга каждую неделю) и как-то кстати пришёлся анекдот - о том, что демократия это высшее проявление достижений рабовладельческого строя (писал об этом после открытия выставки здесь, по ссылке , а также в жж ) .


1


2


3


4


5

6


7


8

Эти фото дают представление о многоярусной развеске и о безумном количестве участников (обычно в МСХ всё гораздо строже и аскетичнее, но жанр молодёжной выставки конечно располагает),  фото с 1 по 8 взяты здесь,
девятое фото -  из фб Настя Врубель (nastia-vrubel ), фото с 10 по 18- со страницы Юрия Мелексетяна


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18

перед открытием я уже писал о выставке, давал фото и заранее пугал что и ещё фото буду добавлять, поскольку выставка, что называется прозвучала)))

Конечно развеска "ковровым" покрытием давала не только праздничное радостное состояние, да и в действительно была праздником информационным, дала уникальный срез реальности и эта хаотичная структура позволила проявиться в реале тем, кто усердно поглаживали друг друга "лайками" соцсетей.
Это же здорово, когда срез реальности делает доступным наблюдению весь организм учебных заведений, да ещё в симбиозе с тем социумом, что близок кругам Союза.
Интересно что теперь творческие проявления учебных контор кажутся чем-то слитым, как сиамские близняшки, но только более-менее весомых московских вузов, что готовят дизайнеров и художников пожалуй уже дюжина, и творческие проявления студентов видимо теперь никем и нигде не контролируются, пожалуй всем и правда заправляют взбесившиеся собачьи упряжки "лайков" (пир духа соцсетей).

Есть проблема в том, что по особенностям учебного процесса - преподам некогда отслеживать эти творческие проявления... да и в общем-то нет у преподавателей к этому ни власти, ни достаточного авторитета (например веса в тех же "кругах друзей" в соцсетях, пожалуй нет вообще ни у кого...
Особенность информационного структурирования соцсетей на горизонтальном уровне пожалуй такова, что исключено какое-либо построение иерархической взаимосвязи - соцсети становятся клакой, клоакой где давят массой и в лучшем случае здесь произойдёт равноценный обмен пары павлинов на тройку гнедых))).
Очень сомнительно что уместны такие этические принципы, которые предусматривают контроль преподавателя над внеучебными творческими работами (тем более над поведением студента в соцсетях). Ещё более сомнительно, что надо дожидаться запроса студента на консультацию в отношении внеучебной творческой деятельности (но это особой сложности вопрос, к тому же и имеющий финансовую сторону).

В общем-то экспозиции с высокой степенью стихийности должны быть - всё это правильно, всё это очень полезно; пусть кажется что этот мгновенный срез реальности произведён пьяной махновской саблей, но была нужна смелость и решительность ответственного и готового к риску выставкома именно потому что это дало уникальную в своей актуальности информацию - нечего на зеркало пенять, таковы в действительности процессы в той молодёжной среде, которая выстроилась в лояльности к творческим союзам (видимо в ожидании тех благ, которые манной небесной посыпятся на них сразу после получения диплома о высшем образовании) - образовательная система их ограничивает, делает скованными, а если в соцсетях самонастраиваются "творческие" (прошу прощения) "критерии" лайков к копипастам, то это и даёт тот жалкий результат, который по совести мало кого удовлетворяет, но многих устраивает. Дело в том, что #Союзхудожников имеет драгоценные традиции и опыт, но опытом этим довольно трудно направлять реалии образовательной системы, где от преподавателей требуют обслуживания сиюминутных или текущих потребностей школьной рутины.

Нельзя сказать, что мы этого прежде не знали, но напротив, для того и нужен был выставочный опыт этого сезона, чтобы зафиксировать фактические проявления - обратить внимание на то, какие объектные формы сегодняшнего российского образования могут быть проявлены в действительности.
Как говорится, "предупреждён, значит вооружён".

Увы, эти выставки нужны в большей степени самим участникам и возможно их заинтересованным преподавателям, однако мне не кажется нереалистичным считать что покупатели в тех же соцсетях так уж никогда не заинтересуются такой частной творческой жизнью студентов и что то же #Министерство_образования будет ловить мышей только в стенах министерских контор и административных кабинетов вузов, и выставками МинОбру тоже не интересны (кстати, если чиновники всё же нашими выставками заинтересуются, то возможно смогут убедиться, что проблемы художественного образования слишком сложны, и творческим вузам в #Министерствообразования вообще не место. Было бы намного более правильно отдать и вузы вроде Строгановки всё же в ведение #минкульт ( #Министерство_культуры ) и #Академияхудожеств, не держать их при #минобр, который как собака на сене, усердно пытается контролировать художественные процессы, но от этого пользы делу пожалуй мало. Вреда в отношении воспроизводства культуры и сохранения опыта образования уже более чем достаточно).

Проблема в том, что для направления творческих процессов в нынешнем образовании действительно не хватает ресурсов властных, организационных, затруднена актуализация ресурсов интеллектуальных.

Однако по поводу рождения художника в нынешней вузовской системе я бы сказал, что лучше уж хотя бы пьяный акушер, чем полное отсутствие такового, и нынешние процессы опасны тем, что рождение художника никем не контролируется - художник-профессионал системно отстраняется от влияния на образовательные процессы, а преподавателю-профессионалу уготована обслуживающая функция.

Очень возможно что было бы выходом, если #Академия_художеств и #Союз_художников нашли бы в себе силы как-то влиять на образование, причём влиять не только через публикации (через выставочную практику), но и влиять на программном организационно-административном уровне, встраиваясь в систему как особые творческие модули.

По поводу организации этой конкретной выставки я полагаю что выбор был сделан правильно и если бы отбирались только самые-самые лучшие работы, что сделало бы выставку раз в 5-7 меньше, то это мало что дало бы (в информационном смысле мы бы очень многое потеряли, а отвергнуть значительную часть участников накануне 8 марта - это было бы совсем не правильно...). Об этом я и писал в жж http://sychov.livejournal.com/133932.html это и подтверждаю - хотя я не был никогда сторонником того, чтобы вместо предельно жёсткого отбора работ на молодёжную выставку вводить режим максимальной лояльности такому потоку женско-студенческой массы, что пожалуй в результате молодёжку подменяет женская выставка; однако такова реальность и считаю что организатор молодёжек предыдущих лет Антон Стриженко был прав, развивая эту реалистичную концепцию во все предыдущие годы, а куратор нынешней выставки Юрий Мелексетян в концепции выставки этого года дал просто гениально "лобовую" идею, о которой я писал и в фб ( https://www.facebook.com/Sychov.Y/posts/1001672869967551 ).

Иной вопрос, нужно ли в будущем повторять эту концепцию, но надо обнаружить - мы получили такие механизмы "демократичного" отбора работ на выставку, которая создаёт довольно неоднозначные взаимозависимости (в чём-то даже подминая художественные традиции нахрапом соцсетей), и в этом есть предопределённость общих социальных зависимостей... ведь то, что в упомянутом мной анекдоте названо "рабовладельческим строем", существует и во взаимозависимостях нашего общества.
И возможно об ином ином отборе на "молодёжку" сейчас уже и мечтать не стоит, поскольку (не говоря уж о реальных количественных ограничениях в диапазоне выбора) демократичные формы властного регулирования возможностей публикации (в частности - демократичное регулирование права художников выставить своё произведение) и согласование художественных аспектов с социальными формами поведения в публичном пространстве, это пожалуй то необходимое , что неизбежно возникает как компромисс (при объективном ограничении возможностей и при некотором формальном равенстве).

А те трэш-выставки, которые я сейчас считаю необходимыми для информирования творческой интеллигенции так сказать "о размерах бедствия", на самом деле показывают, что всех нас ждёт в ближайшем будущем (при том, что в сегодняшний день 8 марта неловко говорить о возможных системах так сказать "утилизации" недостатков в продукции нашей образовательной системы, но МСХ в принципе не должен становиться местом утилизации таких отходов - если бездарных студентов таки обучили чему-то и упаковали дипломными корочками, то уж Союзу художников их совсем не обязательно принимать на свой баланс в будущем),и выставки такие пожалуй крайне необходимы именно как предупреждение того, что ожидает нас в будущем, что ожидает и #Московский_Союз_художников и вообще отечественную культуру прямо в ближайшем будущем.

Это 2я часть информации о молодёжной выставке 2017 года. Здесь часть 1я

Не про всегда//а про сейчас, Консьюмеризм, Актуальное, mosca turisto obliko morale, Обыденные мифы, Образование, Строгановка, Идентичность, этика-эстетика, Профессионализм consumerism, Знак подлинности, Сиротские Песни_о_главном, Мифологизация, Художественное образование, Художники

Previous post Next post
Up