С иронией относился к этому стереотипу, что якобы бывает некая "белая зависть"... И всё же это наверное такой случай, когда только с уважением или даже восторженно воспринимаешь чужую удачу (вместе с тем соизмеряя с собой, сожалеешь, что такого не имеешь... да и вообще бывает крайне редко...). Во всяком случае так реагировали по-моему все присутствовавшие на открытии или обсуждении выставки пятерых друзей, выпускников строгановской монументалки, поступивших вместе на один курс в 1968 году.
Дело в том, что это так сказать "эйдос" такой, таков так сказать "небесный замысел", такова "небесная матрица" Строгановки (а может и идеальный стереотип о любой возможной Альма-матер всех времён и народов, любых выпускников) - будто бы отношения должны быть дружескими, однокурсники должны помогать друг другу, творить без жлобской ревности, а со-творчески и с годами это качество должно якобы только укрепляться.
Почему на мой взгляд тут может быть только "зависть белая"?
Во-первых по ощущениям, зрительским ощущениям доброты друг к другу и даже восторженности к такому событию.
Во-вторых каждый понимает что в силу совершенно непреодолимых "объективных" свойств такой дружеской встречи на выставке возможно не могло бы быть у многих других строгачей, на каком-то другом курсе. Элементарно - например из курса Олега Ивановича Осина (по-моему он поступил в Строгановку, МВХПУ на МДЖ в 1962 году, это выпуск 1967, поколение прямо перед их поступлением) остался лишь он один. Ну и прочие обстоятельства непреодолимой силы могли быть на других курсах. Посудите сами - даже те, кто учился в девяностых или нулевых могли бы не суметь так собраться хотя бы из-за общей "несобранности" а то и разобщённости курса (и при этом обычно вину за то, что коллектив не сложился, мы обычно перекладываем на других...).
...и в-третьих, опять-таки по личным ощущениям - в людях посетивших открытие выставку была эта радость оттого, что эта идея, "эйдос" Строгановки они обнаружили воплощённым, идеал отношений в группе художников выразился зримо.
А жёсткая полемика в пластических формах их работ по сути говорит сама за себя - строгановская школа подразумевает крепкую основу профессионализма и при этом возможность самой нелицеприятной критики. Я говорю прежде всего о взаимном критичном отношении в линиях и красках. Художники всё же так сказать "спорят руками"
- не слова, а именно язык пластики, именно творчество может выразить по-настоящему принципиальную позицию. Вот эта принципиальная позиция как раз объективирована в их творчестве - общая школа (крепкая строгановская школа) объединяет, и при этом подразумевает многообразие пластических форм.
А то, что мы считаем крепкой строгановской школой 60х-70х это ведь по сути формировалось именно в те времена.
К примеру сурок был тогда очень критичен и пристрастен к нам (да и хор искусствоведов не жаловал), Строганы называли ремесленным училищем, и только мощные объекты, только работа в архитектуре в те годы (а также воплощённый "суровый стиль" советских монументалистов и станковистов) выразили неоспоримую структурную мощь строганов (имеющую корни именно в ремесле ... видимо часов живописи и рисунка в том же сурке было действительно несколько больше, финансирование учебного процесса несравнимо лучше, а вот владение ремеслом у мажоров института им.Сурикова со строгачами явно несравнимо) - всё это сформировалось усилиями этих "шестидесятников" (конечно пик их творчества был может даже не в брежневские 70е, а позже - в 80е... да и гнилые 90е эту школу не могли задавить. ...и хотя на открытии выставки кто-то полушутя говорил, мол "мы останемся художниками ХХ века", всё же сегодня это очень современные художники новой России).
Вот я и говорю - всё это воплощённое и близкое к идеалу проявление ТОЙ САМОЙ Строгановки безусловно радовало всех.
Дело в том, что высшее искусство - это всё же создание социума, коллектива. А тут мы видим именно живых людей, в ярких человеческих проявлениях ...
...кстати, жёсткость и принципиальность этих художников (и это впрочем вообще монументалистам свойственно) по-моему всем известна - и в творчестве и в общественной деятельности при всей человеческой культуре и интеллигентности всё же льстивости и угодничества в них никогда не было и в принципе быть никак не могло. А правдивость человека - это то, что ценно, то, что радует.
Я говорю что высшее искусство - это всё же создание социума, коллектива ещё и потому что это сильнее всего воздействует на эмоции, укрепляет душу и способствует связям между людьми. Кстати, это понимание объединяет и вообще строгачей, и участников выставки (на открытии Никита Медведев много говорил о Валентине Стриженко, которого с нами нет уже больше 10 лет и портрет которого висит в центре экспозиции. Портрет работы Медведева. Никита Всеволодович говорил что их курс монументалки в принципе сложился благодаря усилиям и личным человеческим качествам этого монументалиста, а в студенческие годы он был старостой в их группе МДЖ. Кстати дипломная работа Стриженко где северяне-шаманы с бубном по-моему и известна всем строгачам, и во многих публикациях о Строганах. Когда я готовился поступать, я воспринимал её как один из символов Строгановки).
Ну и в завершение - немножко ссылок на чужие мнения и просто информация...
Я говорю что радость от проявлений строгановской школы это "зависть белая" (кстати,
термин-то в принципе ироничный, шутливый), поскольку здесь нет того, чего мы не обладаем - радость разделяет любой зритель, это то, что есть в каждом (а вполне научное определение "За́висти" это некий
"социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств,[1] возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» ...
Словарь Даля дает интересную трактовку этому негативному человеческому чувству: «досада по чужом добре или благе»).
Есть мудрая притча о зависти, которая наверное ясно показывает, какой именно завистливой черноты нет в радости от общего успеха.
Сказал как-то Бог человеку: «Проси, чего хочешь, с одним условием - у твоего соседа этого прибудет в два раза больше». Долго думал человек и так выразил свое желание: «Вырви у меня один глаз»...
Ну и в принципе возможно счесть неуместным сравнивать обстоятельства в разных коллективах (психологи говорят что
неуместность сравнения - это следствие уникальности личности, наверное и исторических обстоятельств)
Тест на зависть включал в себя 20 вопросов и содержал 8 субшкал. Некоторые вопросы касались нескольких составляющих зависти, соответственно, баллы по ним начислялись сразу в несколько субшкал.
Средний показатель зависти по обследованной популяции (в основном это были студенты гуманитарного и экономического факультета ВФ МГЭИ, но среди обследованных были и люди из других социальных слоев) составлял 22 балла. Показатели зависти у женщин были достоверно выше (22.0±1.4 у женщин против против 16.1±1.3 у мужчин). С возрастом зависть увеличивается (по крайней мере - в диапазоне от 17 до 32 лет). Из остальных грехов, зависть достоверно коррелировала только с гневом (r= 0,47; р<0,01).
Уровень зависть был больше у людей с высоким уровнем негативной самооценки (тех, кто склонен находить у себя много отрицательных качеств).
Зависть положительно коррелировал с жадностью (жадные люди больше завидуют другим) и отрицательно - с локусом субъективного контроля Роттера (УСК). Таким образом, те , кто кто привык полагаться на себя - завидуют другим меньше, чем те, кто ждет помощи от судьбы или других людей. Показатель корреляции зависти с УСК r= -0.40, р<0.02.
Из личностных качеств (определяемых по тесту Кеттела) зависть положительно коррелировало с фактором «О» ( чувство вины») (r= +0.43; р<0.01), и отрицательно с фактором «С» показателем эмоциональной стабильности (r= -0.39; р<0.01). Библейская Энциклопедия:
цитаты из интернет-попсы:
- "Белая зависть - зависть-мечта, греза, миф. По умолчанию завистник не испытывает к обладателю чего-то никакого негатива."
- "Не вижу никаких проблем с белой завистью. Вот я, например, читаю Диккенса, тихо восхищаюсь старшим коллегой, который это переводил, и по-хорошему завидую. Безо всякой желчи и злости - напротив, с глубоким уважением. Поскольку с одной стороны, мне, технарю несчастному и безвестному переводчику многочисленной майкрософтовской документации, до такого стиля в жизни не подняться, а с другой стороны - есть большое подозрение, что описание серверного софта тоже поставило бы коллегу в изрядный тупик Главное, чтобы каждый был на своем месте, тогда и зависть будет только белая."
- "белая - это когда завидуешь кому-то, потому что у него есть то, чего тебе Бог пока не дал.. эта зависть сродни банальной жалости к себе..."
- "белая зависть выгодна человечеству, потому что она способствует развитию культуры..
- ...Благодаря белой зависти люди могут совершенствовать и контролировать свои поступки лучше, чем их контролировали бы другие люди...
- ...А изнаночное по отношению к зависти чувство гордости просто необходимо каждому человеку для осознания самого себя как личности, осознания собственного ”Я”...
- ...Поэтому наделив нас способностью испытывать зависть, Создатель (Природа) внедрил нам один из самых совершенных возбудителей творчества и самоуважения. И наши затруднения в жизни состоят лишь в том, что мы не умеем пользоваться даром Создателя себе во благо, а вместо этого разрушаем свою душу....
- ...Белая зависть - хорошее средство управления поведением...."
- "Белая зависть= это восхищение.Восхищение всегда искренне...Не несет ничего темного в себе."
- "БЕЛАЯ - это просто радость"
В понедельник 28 октября в выставочном зале Московского союза художников в Старосадском переулке, дом 5 открылась выставка "45 лет. Один курс. Одна секция". Участники: В.Башенин, В.Загубибатько, А.Лапко, Н.Медведев, А.Чащинский. Выставка продлится до 2 ноября.