6 моих интересов

Aug 28, 2015 23:15

Не секрет, что я люблю всякие самопознанческие флешмобы. Правда, в последнее время реагирую на них очень долго. Вот еще один. Суть в том, чтоб охарактеризовать 6 интересов из своего профиля. haikky выбрала для меня такие:

Польша
Ветер в голове
Эльфийство
Читая красота
Дороги
Потоки сознания
Получилось подробно. Очень подробно. Я предупредила.
Польша. Все началось с обязательного полугодового курса польского в университете. Благодаря детскому украинскому на начальных этапах язык давался мне очень легко, и я решила продолжить его учить. Потом я посмотрела «Декалог» Кесловского и была совершенно очарована. Не спрашивайте, как можно очароваться фильмом морального беспокойства. Можно! До сих пор для меня это один из самых польских текстов не столько из-за реалий ПНР, но по ритму, настроению, идеям. И, наконец, я провела два месяца в Кракове, влюбилась в ярко-желтые фонари, туманы над Вислой, голубей на рыночной площади и прохладный воздух средневековых костелов.
Ветер в голове. И вовсе это не тот ветер, что в одно ухо влетает, в другое вылетает, и не тот, что свищет в пустоте. Этот интерес у меня рифмуется с тем «ветром вокруг», который и ощущение дороги, и одновременно ощущение свободы. Ветер в голове - это тоже свобода, только мыслей, которые во множестве парят в какой-то специально для них предназначенной области сознания, переплетаются одна с другой и в итоге рождают что-то целостно-потрясающее. Они не давят и не занимают всего пространства. Сейчас очень много мыслей и обязательств, которые давят и не оставляют места ни для чего другого, а такие свободно парящие появляются гораздо реже, чем мне хотелось бы.

В мой первый касталийский период (он же период внутренней свободы) я очень много времени проводила на железнодорожном мосту высоко над дорогой, там читала и много думала, а в ушах действительно свистел ветер. Наверное, отсюда эта ассоциация.

Эльфийство. Кто читает меня давно, наверное, слышал про три эльфийских месяца (когда я перечитала «Сильмариллиона» и некоторых других текстов) и возможно даже читал то, что писалось тогда. Тогда оно «болело» и получалось как-то более искренне и поэтично. Сейчас же будет какое-то обобщение из вне.

Эльфийство - это, в первую очередь, о времени. И о том способе, которым мы в этом времени существуем. Вернее, есть два субъективных типа времени: человеческое-линейное и эльфийское-цикличное. Линейность с ее непременной конечностью воспринимается этой цикличностью как нечто чуждое, непонятное и неправильное. А мир между тем линеен, то есть, он и линеен, и цикличен одновременно. Но вот вписать временной круг в свою направленную линейность гораздо проще, чем линию - в цикл. Отсюда чувство постоянной невосполнимой утраты, невозможности повторить и сохранить то, что ушло, тоски по прошлому и постоянное обращение к памяти, взгляд не вперед, а назад, ощущение того, что Золотой век был до тебя, неважно когда, но всегда «до».

Ну и конечно, ощущение того, что красота постепенно покидает этот все быстрее и быстрее несущийся к концу мир. Ведь движению по прямой свойственно ускорение. Бег к цели, без возможности остановиться, задуматься, поймать мгновение. Вот и уходит эта красота и гармония мира вместе с древним мифологическим кругом, теряется способность ее различать. Остается лишь отзвук, отсвет, легенда.

Казалось бы, причем тут Толкин, но у него очень точно получилось выразить это ощущение и смены эпох, и личных временных парадигм. Хотя, если подумать об этом же писал Гончаров.

Чистая красота. Пункт, который мне объяснить сложнее всего. Наверное, она как раз очень связана с эльфийством и желанием поймать мгновение и любоваться им. Вообще в большинстве случаев предпочитаю этику эстетике, а форме содержание. Но иногда что-то (не важно: картина, текст, человек) может быть настолько прекрасным, что хочется просто любоваться.

Дороги. Дорога - это особое ощущение и особое место, когда ты как бы вырван из времени и пространства. Временно нигде. Вырван из обыденности и однообразного статичного состояния. Очень мне нравятся в этом плане строчки из «Мельницы»: «Мы не мертвы, не живы - мы в пути».

Дорога - это возможность остаться наедине с собой, если ты преодолеваешь ее в одиночестве, открыть что-то новое в себе и в своем восприятии мира. Чудесна идея метерлинковской «Синей птицы»: ты должен проделать долгий путь, чтоб понять, что то, что ты ищешь, всегда было с тобой. Дорога - это возможность узнать людей: тех, с кем ты идешь, и тех, кого встречаешь по пути. Надо сказать, что мне в основном везет на попутчиков, но, может еще потому, что половина моих дорог - это дороги экспедиционные, а там практически не бывает случайных людей, и почти на каждого, кто прошел их вместе с тобой, можно положиться.

Больше всего люблю пешие проселочные дороги, раз в год хожу пешком 50 километров (в этот раз было 30, но надеюсь, это скорее исключение, чем правило). Люблю поезда, но не люблю самолеты: дорога в самолетах какая-то не совсем правильная, в ней не равны время и пространство. Пару раз перемещалась на каком-то маргинальном транспорте типа почтовых машин или мотоцикла, от которого во время поездки отваливались детали.

Потоки сознания. Это самый искренний, один из самых интересных и самый «психотерапевтический» для того, кто пишет, вид текста, наполовину игровой, наполовину сентиментально-лирический. Идеальный для дневника, да и для художественного текста он тоже очень хорош. Свободно летящая мысль, ограниченная лишь одними законами языка. Вернее, не совсем так. Иногда язык встает выше мысли и начинает порождать сам себя: слово - другое слово, образ - другой. Очень здорово, когда так получается, я очень ценю такие тексты.

Когда я вела дневник на бумаге, у меня получались, кажется, довольно сносные потоки сознания. Ручка бежала с той же скоростью, что и мысль. Компьютер, к сожалению, работает по другим законам, заставляет упорядочивать, даже когда я этого не хочу: дает возможность окинуть взглядом весь текст, что-то стереть, что-то поменять местами. А может, я просто разучилась писать.

У меня есть две любимые книги, написанные в жанре (если это жанр) потока сознания. Первая - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Стерна. Собственно, этот интерес родом с тех времен, когда я прочитала «Тристрама Шенди» и впечатлилась. Это прекрасная по-английски ироничная книга 18 века, неограниченная законами логики, хронологии и композиции, которая дает фору всем двадцативечным экспериментам в жанре. Манере Стерна, кстати, пытался подражать в «Евгении Онегине» Пушкин, но у него так изящно не получилось. Вторая - «Школа для дураков» Саши Соколова. Читала ее два раза и оба раза очень вовремя. Но все же в первую очередь она для меня воплощение той чистой красоты, которую я не могу объяснить.

Спасибо всем, кто дочитал. Присоединяйтесь!

самокопательное, а смысл?

Previous post Next post
Up