Все равно ничего не успеваю, - сказала я себе и решила устроить театральный марафон. Тем более, я впервые в Киеве в разгар сезона - отличный повод познакомиться с местными театрами, о которых я не знала примерно ничего. Начала сегодня с «Gogol-поиска» «Театра на Печерске». Пятница 13 и Гоголь - отличное же сочетание?
Спектакль чем-то напомнил «Тарарарабумбию» Школы драматического искусства. Очень похожая концепция. В обоих случаях это некий перфоманс, основанный не на текстах, а на отдельных мотивах авторского мира: в «Тарарарабумбии» - Чехова, в «Gogol-поиске» - понятно кого. В «Тарарарабумбии» было много странного, но все странное было очень чеховским, по крайней мере, укладывающееся в мой образ Чехова. Здесь странного было меньше, но меньше и Гоголя. Очень понравилось, как реализована действительно гоголевская концепция женщины как порождения и пособника дьявола. Мучаюсь вопросом, яблоки, которые раздают зрителям в конце - это намек на Еву и грехопадение, или я слишком все усложняю, и банан яблоко - это просто яблоко. Было несколько очень страшных моментов, страшных на глубинном уровне, а не из-за резкого звука или движения.
Кстати, а почему, чтоб показать инфернальность персонажа гоголевского текста, его обязательно заставлять мяукать? Мяукала умостовская панночка (правда, делала она это так, что мурашки бегали по коже). Здесь кто только не мяукает. Вроде у Гоголя нигде кроме «Старосветских помещиков» кошки особой роли не играют.
Было несколько удачных, завораживающих сценических решений: театр теней (особенно хорошо смотрелись теневые декорации), иллюзия зеркального коридора на заднике, в котором удваивались, утраивались, искажались, а порой и пропадали фигуры и лица актеров.
Не было целостности. Весь спектакль распался на отдельные эпизоды-этюды, между которыми не было никаких логических переходов. Да и вообще переходов не было: свет погас, загорелся снова: вот вам новый эпизод, про предыдущий можете забыть. Не было единой концепции: у меня в голове она не сложилась. А я плохой зритель, я люблю задавать вопросы «О чем?» и «Зачем?», и, если не нахожу на них ответы, ужасно страдаю.
А вдруг кто-то хочет порекомендовать театры/спектакли в Киеве. Я на неделю в Макондо, но потом у меня будет еще достаточно свободных вечеров и бессонных рабочих ночей.