Белая тема

Jan 15, 2014 18:32

А у меня зимнее настроение: снег как-никак лежит (вроде ттт), на зиму стало похоже настоящую, как на картинах и на рождественских открытках. Вот и подумалось мне в этой связи про белый цвет. Вы его, кстати, любите? Я - нет. Вернее как: белый снег мне нравится, белые облака, молоко и сливки меня тоже более чем устраивают... Но вот белая одежда как-то, пардон за мой французский, не прёт. Догадываетесь уже, куда я клоню?



Для недогадливых старинная английский стишок (оригинал, а следом - мой перевод).

Married in White, you have chosen right,
Married in Blue, your love will always be true,
Married in Pearl, you will live in a whirl,
Married in Brown, you’ll never live in town,
Married in Red, you will wish yourself dead,
Married in Yellow, ashamed of your fellow,
Married in Green, ashamed to be seen,
Married in Pink, your spirit will sink,
Married in Grey, you will go far away,
Married in Black, you will wish yourself back.

Выбрала белое, всё правильно сделала,
Вышла замуж в голубом, будет искренней любовь,
В жемчужное оделась, суматошная жизнь завертелась,
Замуж в коричневом, в городе не жить тебе,
Красный надела, вскоре умереть захотела,
В жёлтый рядиться, жениха стыдиться,
В зелёный обряжаться, стыдно людям на глаза показаться,
Розовый выбирала, духом пала,
Замуж в сером выходить - долгая дорога впереди,
Чёрный надела, вернуться назад захотела.

Любознательных под катом ждет статья, в написании которой мне помогла историк моды Марьяна Скуратовская (она же eregwen).
Приятного чтения ;-)

Какая девушка не мечтает о роскошном белоснежном платье? Таким риторическим вопросом начинаются многие статьи о платье невесты, самом (а зачастую - единственном) дорогом и шикарном наряде в женском гардеробе.
Фокус в том, что для меня этот «стандартный» вопрос риторическим никогда не был: так сложилось, что я не очень люблю белый. И мысль о том, что однажды я целый день буду одета в него с головы до ног, как-то не вселяла в меня оптимизма. Причем, какой день - один из самых радостных в жизни! Что поделаешь, - уныло думала я, -  давняя традиция, не просто же так она существует… Впрочем… Давайте посмотрим, откуда пошла эта традиция и такая ли она давняя.

Любите вы белый цвет или, как я, предпочитаете ему желтый/красный/голубой (выбирай себе любой, да) - присоединяйтесь, интересно же!





Источник фото http://www.weddinginspirasi.com

Мода на белые подвенечные платья пришла из Западной Европы. Куда пришла? Да практически во все страны земного шара: хотя в странах Азии, к примеру, в Китае и Индии, традиционный цвет свадебных нарядов красный, сегодня значительная часть азиатских невест одевается согласно западной моде: в белые платья непривычного для их бабушек и мам кроя - кринолины, корсеты, шлейфы…  Но для самого Запада белые подвенечные платья, можно сказать, в новинку. Традиции, о которой все мы знаем с детства, пошел всего третий век. Белый цвет и различные его оттенки начал вытеснять из свадебной палитры все прочие цвета в XIX столетии.

Когда я говорю «все прочие», я не преувеличиваю: вплоть до недавнего времени в Европе не было какого-то единственного свадебного цвета. Невесты из всех слоев общества шли к алтарю в нарядах самых разных цветов: от нежных розового, голубого или (реже) того же белого, природного зеленого, живого жёлтого, насыщенного красного… до казалось бы совсем не праздничных серого, коричневого и чёрного. Да, и черного тоже, что бы там ни говорилось в интернетах про недопустимость последнего на свадьбе, как траурного.











Источники фото: http://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/3766597742/http://www.britannica.com/blogs/2011/03/iconic-ironic-designing-wedding-dress/, http://pinterest.com/katdoland/wedding-gown-a-history/ и http://sisterscarecrow.tumblr.com/tagged/wedding-dress

На самом деле, кстати, роль траурного в Европе долгое время играл белый цвет, который и сегодня является таковым, например, в Японии. В европейских странах существовала традиция белого траура королев (есть упоминания о ней, относящиеся к XIV-XVI векам), не отжившая своё и в XX веке. Когда в 1938 году мать нынешней английской королевы Елизаветы II, супруга короля Георга VI, Елизавета отправилась по государственным делам во Францию, будучи в трауре по своей недавно умершей матери, она взяла с собой пошитый специально для этой поездки траурный гардероб белого цвета.



Мария Стюарт, королева Шотландии (XVI век) и  в белом трауре. Источник фото:http://www.nationalgalleries.org/

Впрочем, мы отвлеклись, речь ведь о свадебных платьях до XIX века. А дело в том, что специальных платьев для свадьбы, которые надевались бы, как сейчас, один раз в жизни, тогда не шили. Даже особы королевской крови свои свадебные наряды, сшитые ко дню свадьбы, потом неоднократно надевали по торжественным случаям, например, на коронацию. На свадьбу не было принято надевать платье какого-то особенного кроя - обычное платье, только нарядное, из более дорогих тканей, чем повседневная одежда, с большим количеством отделки и украшений.

Так почему же все-таки белое платье стало неизменной частью образа невесты? Способствовали этому два обстоятельства. В первые десятилетия XIX века в искусстве восцарился стиль ампир. В архитектуре его характерным проявлением стали «псевдоантичные» белые колонны (псевдо, поскольку в античную эпоху эти самые колонны расписывались яркими красками, которые уже к эпохе Возрождения стрёрло время), а в моде - светлые, большей частью белые, платья девушек и дам. Завышенная талия и обычная, расположенная на своем месте, мягкие складки юбок. Муслин, дымка, шёлк, креп, тюль... Таким образом, белых подвенечных нарядов стало больше просто потому, что в гардеробе женщин 1810 - 1830-х годов стало больше белых платьев вообще, хороших и разных.

Но это не означало, что подвенечные платья других цветов сразу исчезли. В XIX веке европейские невесты всё ещё носили чёрное: платье такого цвета могла предпочесть, в частности, дама или молоденькая девушка, выходящая за вдовца. В качестве доказательства существования подвенечных платьев других цветов (не белых), могу привести песенку, образчик английского народного творчества. Не скажу точно, когда она появилась, но в начале XIX века точно «была в ходу».

Married in White, you have chosen right,
Married in Blue, your love will always be true,
Married in Pearl, you will live in a whirl,
Married in Brown, you’ll never live in town,
Married in Red, you will wish yourself dead,
Married in Yellow, ashamed of your fellow,
Married in Green, ashamed to be seen,
Married in Pink, your spirit will sink,
Married in Grey, you will go far away,
Married in Black, you will wish yourself back.

Выбрала белое, всё правильно сделала,
Вышла замуж в голубом, будет искренней любовь,
В жемчужное оделась, суматошная жизнь завертелась,
Замуж в коричневом, в городе не жить тебе,
Красный надела, вскоре умереть захотела,
В жёлтый рядиться, жениха стыдиться,
В зелёный обряжаться, стыдно людям на глаза показаться,
Розовый выбирала, духом пала,
Замуж в сером выходить - долгая дорога впереди,
Чёрный надела, вернуться назад захотела.

Быть может, белые подвенечные платья и вышли бы из моды, но тут случилась королевская свадьба. Английская королева Виктория (та самая, время правления которой зовется Викторианской эпохой, и в честь которой названы озеро и водопад, открытые в Африке британскими путешественниками) выступила в роли законодательницы мод и стала самой известной невестой в белом.



В 1840 году Виктория вышла замуж за Альберта, герцога Саксен-Кобург-Готского. Видимо желая удивить жениха, а может, следуя уже зародившейся моде на белое, королева отказывается от тяжелых тканей и мехов, золотой вышивки, и специально для свадьбы ей шьют легкое белое платье из атласа с хонитонским кружевом (разновидность английских плетеных кружев).





Источники изображений: http://lamodeillustree.livejournal.com/324438.html и http://costumemuseum.tumblr.com/post/32321063333/belaquadros-queen-victorias-wedding-dress

До Виктории невесты, в том числе знатные, белое на свадьбу надевали. Англоязычная «Википедия» первыми невестами в белом называет жившую в XIV-XV веках королеву Дании и Норвегии Филиппу Английскую и королеву Шотландии Марию Стюарт, а в русском интернете гуляет история, будто родоначальницей моды на белые платья была Маргарита Валуа, королева Марго из романов Дюма (последнее, судя по всему, миф). Но точно не миф белое платье Марии-Луизы Австрийской, которая в 1810 году стала женой Наполеона Бонапарта.



Источник изображения: http://napoleononline.ca/2011/01/marriage-of-marie-louise-napoleon/

Однако «белые свадьбы», продолжающиеся по сей день, начались именно с королевы Виктории.

Кстати, при таком раскладе совершенно не ясно, откуда взялась примета про то, что на свадьбе в белом должна быть только невеста: на свадьбе Виктории и Альберта все подружки невесты до единой были в белых платьях, пошитых по эскизам, нарисованных лично королевой.

А тем временем мода на белые подвенечные платья перешагнула Атлантику. И в 1849 году некий американский дамский журнал написал: «Согласно обычаю, сохранившемуся с давних времен, самый подходящий цвет - белый». Объяснялась «подходящесть» белого тем, что он является символом «невинности девичества» и чистоты помыслов. Что, кстати, не совсем верно: белый - цвет непорочности. А цветом невинности, то есть целомудрия, девственности, со средних веков был синий - цвет Девы Марии.

В 1853 году триумф белого закрепит свадьба уроженки испанской Гранады Евгении Монтихо и императора Франции Наполеона III.

***

Хорошо, а как у нас? По свидетельствам специалистов, свадебные платья белого цвета начали входить в моду, как и в остальной Европе, в начале XIX века. Причем началось триумфальное шествие белого в городах. Среди крестьян же и отчасти среди купцов белое подвенечное платье не приживалось до начала XX века. Традиционный национальный костюм не хотел сдавать позиции.

Вариантов традиционного свадебного костюма в России (или лучше сказать на Руси) было много, он обычно состоял из нескольких элементов (рубаха, сарафан, пояс или несколько поясов, головной убор) и был довольно-таки пестрым. Как и в Европе, речь шла об обычном наряде, но сшитом из более дорогих тканей и украшенном богаче, чем повседневная одежда. И, конечно, это не было платье на один день, как нередко случается сегодня - его одевали ещё не раз по праздникам.
Нередко на свадьбе невеста представала поочередно в двух разных нарядах. До венчания, в девичьем платье (точнее, сарафане), а после венчания переодевалась в наряд, приличествовавший замужней женщине.





Думаете, девичий костюм был «веселее», а платье замужней дамы скромнее? А вот и нет. Перед венчанием русская невеста традиционно одевала «траур» по своей вольной жизни в родительском доме, по девичеству. Цвета соответствовали: черный и белый. А вот после венчания женщина «рождалась» заново, начинала новую жизнь в семье мужа. И одежда у нее была соответствующая: яркая, чаще всего - красная, солнечного и радостного цвета.







Источник фото русских свадебных костюмов: http://www.bibliotekar.ru/rusSvadba/

Помните романс XIX века «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»? Песня не народная, хотя после того, как поэт и знаток народного фольклора Николай Цыганов написал стихи, а композитор Александр Варламов положил их на музыку, пошла в народ…

Кстати, хорошая идея, насчет переодевания. Многие современные невесты тоже берут себе два платья: одно для официальной церемонии, другое обычно для последующего праздника. Правда, руководствуются они соображениями удобства, а не символизма, и оба платья чаще всего белые.

А я-таки в растерянности. Мне же теперь выбирать из всех цветов радуги, и можно не бояться нарушить какие бы то ни было давние традиции. Можно красное, самое, пожалуй, традиционное, а можно жёлтое… Кстати, в жёлтый была одета невеста писателя Оскара Уайльда и вряд ли она, как в той народной песенке, стыдилась своего жениха. Подружки невесты на той свадьбе тоже были одеты в разные оттенки жёлтого... Можно золотое или серебристое - одни из излюбленных цветов европейской знати, или зелёное, а можно и какого-нибудь цвета слоновой кости. В общем, мне надо подумать.



в рифму, с чем это едят, открывая мир, интересное

Previous post Next post
Up