Африка. Вместо ЧВК

Feb 21, 2022 12:50

Ответ иерея Георгия Максимова Патриарху Александрийскому Феодору



Иерей Георгий с одной из групп священников, перешедших в Русскую Православную Церковь. Кения.Уже более двух недель я нахожусь в Африке, по благословению Священноначалия посещая местные общины Русской Православной Церкви. Примерно столько же здесь находится и протоиерей Андрей Новиков с той же миссией. Как оказалось, наши скромные усилия привлекли внимание многих людей.

Так, на днях из СМИ я узнал о том, что Александрийский Патриарх Феодор «в последний раз обратился» ко мне и к о. Андрею Новикову с призывом «вернуться к церковному строю, соблюдая каноническое право Церкви, и немедленно прекратить службы с прихожанами» в Африке. И даже угрожает нам церковными наказаниями в случае, если мы не послушаемся.

Я, конечно, тронут таким вниманием, но при этом и удивлен. Потому что согласно каноническому праву Церкви Патриарх Феодор не может официально обращаться к нам с о. Андреем, минуя наше Священноначалие. И тем более он не может нам ничем угрожать и никаких мер принимать в отношении нас, как клириков другой Церкви. Если у Патриарха Феодора есть какие-то вопросы относительно моей и о. Андрея деятельности, он может обратиться к митрополиту Клинскому Леониду, по благословению которого мы приехали в Африку, или же к Святейшему Патриарху Кириллу, экзархом которого является митрополит Леонид. Это тем более легко сделать, если учесть, что их обоих Патриарх Феодор знает лично много лет.

Однако же обращаться к ним он избегает, и нетрудно догадаться, почему. Всегда стыдно смотреть в глаза тому, кого предал. Гораздо проще в кругу своих клириков разыгрывать представление, как будто эти русские священники приехали в Африку сами по себе.

Еще более удивительно было для меня увидеть то, что Патриарх Феодор обвиняет нас с о. Андреем в нарушении 2 правила Антиохийского собора. Напомню текст правила: «Да не будет позволено иметь общение с отлученными от общения… Если же кто из епископов или пресвитеров… окажется сообщающимся с отлученным от общения, да будет и сам вне общения церковного».

Но я в Африке не общаюсь с отлученными от общения. Священники, с которыми я здесь встречаюсь и служу, еще вчера были в общении с епископами Александрийской Церкви и их никто от общения не отлучал. А вот Вы, Ваше блаженство, как раз являетесь нарушителем указанного правила. 8 ноября 2019 г. Вы начали поминать за литургией руководителя раскольнической организации псевдоархиерея Епифания, а 13 августа 2021 г. сослужили с ним и причащались из одной чаши. Я нахожу довольно циничным то, что Вы пытаетесь обвинить других в собственном каноническом преступлении.

Все, что происходит сейчас в Африке - это Ваша персональная ответственность. Последствия Вашего решения, которое Вы приняли, не спросив мнения африканских верующих, духовенства и даже епископов. Один из Ваших епископов, рассылая священникам Русской Церкви ничего не значащие для них «письма о запрещении в служении», пишет: «Помните, что вы не являетесь жертвой кого-либо или чего-либо кроме вашего собственного выбора». Жаль, что этот епископ не решился адресовать эти слова Вам, поскольку Вам они подходят гораздо лучше.

Без всяких объяснений Вы вошли в общение с теми, кого до этого сами открыто называли раскольниками. Вот Ваши слова из интервью 2016 года: «С самого начала, когда только возникла [в Украине] проблема церковного раскола, Александрийский Патриархат и я, как его представитель, заняли такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви <…> Когда схизматики попытались насильственным образом, без приглашения прийти в Свято-Троицкий храм, который тогда был подворьем Александрийской церкви в Одессе, я стал в дверях и сказал: этого не будет». А вот слова из другого интервью: «Как православный иерарх я прошу верующих в Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской Церкви - Митрополита Онуфрия».

Может быть, в ноябре 2019 года Вы вдруг прозрели и признали, что были неправы? Появились какие-то аргументы, которые убедили Вас, что раскольники на самом деле не раскольники? Нет. Вы не привели никаких аргументов. Не заявили об ошибочности своей прошлой позиции. Все что Вы сказали: «время пришло».

И это все объяснение? Оно не убедило даже многих греческих архиереев вашей Церкви. И, конечно, оно не убедило многих африканских священников и мирян, которые следили за ситуацией. «Время пришло» - кого это может убедить? А если это убеждает Вас, то в таком случае почему бы не сказать, что «время пришло» и для Русской Православной Церкви восстановить свою юрисдикцию в Африке? ( полностью)

Воспламенение пуканов Александрийской церкви понятно. Вхождение в церковное общение с ПЦУ привело к том, что РПЦ начала экспансию в Африке, основываясь на том, что Александрия фактически участвует в расколе.

РПЦ, ПЦУ, Африка

Previous post Next post
Up