Первая мусульманская газета

Aug 28, 2021 11:09

Как это не странно, издавалась в Российской Империи. Славяно-тюркская "Переводчик-Тержиман". Просто в ней было две части на двух языках. (электронная версия архива).




Газета была основана в 1883 году в Бахчисарае крымскотататарским просветителем Исмаилом Гаспринским, выпускником Сорбонны.
Интересно, что газета просуществовала 35 лет (до 1918), сначала была еженедельной, но быстро стала ежедневной. Кроме российского Туркестана (в широком смысле, то есть местности, населенной тюркоязычными) газету выписывали и в Османской Империи. Также в ряде тюркоязычных стран, например в Бухарском Эмирате, Иране. Дело в том, что И. Гаспринский имел награды всех 4-х стран. Еще более примечательное событие, это издание в 1906 году бесплатного приложения "Алеми нисван" ("Женский мир") (Алем-и нисван : муслимелере махсус эдебий ве тедерриси афталыкъ меджмуадыр: ["Терджиман" газетисина къошумча]. - Бахчисарай, 1906. Перевод заглавия: Женский мир : [еженед. спец. литератур., обучающий журн. для мусульманок: прил. к газ. "Терджиман"]) под редакцией дочери просветителя Шефики (Шефика-султан, если точно). Вот так "тюрьма народов". Первое женское мусульманское издание. Кстати, для женщин ведь пишут обычно женщины. Правда, приложение прожило до 1912 - го. Но все равно, это означает и достаточный уровень грамотности среди тюркоязычных женщин и наличие у них широких прав. Шефика Гаспринская также возглавляла совершенно уникальное женское мусульманское движение "Исполнительный комитет мусульманок Крыма". После эмиграции в Турцию, будучи директором приюта она возглавляла "Союз крымскотатарских женщин".

Заметим, что в настоящее время "папа всех тюрок" Реджеп Тайип Эрдоган даже близкое что-то воспроизвести не сможет. Я не говорю про "благодетеле" крымских татар В.А. Зеленском. Тот разве гимн Украины на рояле хорошо исполняет. Корень успеха предприятия Гаспринского и его дочери был в другом.

Мировоззренческие принципы и идеи И. Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. И.Гаспринский выступал за эволюционные формы развития общества. Отмечается, что Гаспринский видел реальную перспективу прогрессивного культурного развития, решения насущных социальных и политических проблем тюркского мира внутри российской государственной целостности, в союзе и согласии с русским народом, о котором он писал:

«Самый многочисленный и главный народ России - русские - одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России…»

- Терджиман (Переводчик). 1884. № 1 (8 января). С. 1.

религия, СМИ, Крым, ислам

Previous post Next post
Up