О том, что пора писать первую российскую книгу про product placement я думал ещё зимой. А, как известно, пока одни думают, другие вовсю строчат. Так что меня нагло опередили. Обидчика зовут Полина Киселёва и она - владелец агентства Фабула, которое занимается product placement в книгах российских писателей.
Вот об этом варварстве с матрёшкой мы сегодня и поговорим
(Картинка с озона)
(фото с сайта издательского дома Гребенникова)
На любую бизнес-книгу я всегда стараюсь посмотреть и со стороны читателя, который хочет расширить свои знания в некой профессиональной области, и со стороны консультанта, который понимает, что для него книга, в первую очередь, инструмент увеличения продаж себя любимого (кто-то раскручивает свой бизнес, кому-то хочется чтобы его, наконец, заметили, и схантили в компанию получше и.т.д.).
Я-читатель
По сути, книга представляет из себя тысяч 25 знаков более-менее внятного текста, тооооооооооооонким слоем размазанного на 150 страниц.
Такого неуважения к читателю я что-то не припомню. Посмотрите сами.
Как вам 6 идущих подряд страниц с чёрно белыми скриншотами из компьютерных игр трёх-четырёх летней давности?
Кстати, обратите внимание на то, что на 3 из 4 скриншотов мы видим одну и ту же игру с одним и тем же типом product placement. Мне почему-то вспомнился бородатый приём советских товароведов, который назывался “заставь всю полку одними и теми же банками, чтобы все подумали что в магазине большой выбор”.
Кроме скриншотов в книге есть ещё и слайды. Не о чем писать? Не проблема! Берёте первую попавшуюся презентацию, связанную с product placement и тупо вставляете слайды в книгу. Прямо-таки самоучитель по powerpoint:
(Как и в случае со скриншотами из игр и фильмов, подобных чудо-разворотов в книге не один и не два)
А ещё есть графики из экселя (каждый график размером с пол-страницы) и декалитры словесной воды. С газами. Картинки вставлять не буду - мне откровенно жалко ваш трафик. Поверьте на слово, они есть, их много и 90% из содержат совершенно ненужную информацию, зато занимают кучу места (что, очевидно, и являлось основной целью их появления в книге).
Живого текста, напоминаю, страниц на 20. Качество объективно оценить не могу, так как для меня эта информация новой не является, и на этом блоге я всё это уже писал, но кому-то может пригодиться.
Я - консультант
Теперь поговорим о продажах. Сухой остаток - слишком грубо. Полина, ну зачем же так откровенно выкладывать собственные рекламные материалы. Ладно только бы свои, так ещё и партнёров подписали.
Даже неплохая, в общем-то, редактура не сумела скрыть того, что текст совершенно явно был написан тремя разными авторами.
Рискну предположить, что первая глава, посвящённая продакт плейсменту в кинофильмах и сериалах, скомпилирована из материалов, предоставленных TVIN PP, раздел про pp в компьютерных играх - дело рук ребят из Enter Media. Ну и третью главу, посвящённую PP в книгах, госпожа Киселёва воспроизвела самостоятельно. Похвально.
Кроме того, в книгу, без малейшего зазрения совести, вставлены презентации этих компаний (по по 10-15 слайдов на каждую), а также брифы, схемы работы и прочие до печёночных коликов необходимые рядовому читателю документы. Не хватает только текста договора в виде отрывного купона, который можно отправить в офис Фабулы. Полина, это вам идея для второго издания.
Резюме:
Розничная цена книги - чуть больше 200 рублей. Насколько я знаю, рекламные брошюры обычно раздают бесплатно. Или мои представления о деловой литературе безнадёжно устарели?
Удачи вам. Смотрите кино. И читайте хорошие книги. Если сможете их найти.