Ко Дню Иерусалима: из жизни Котеля 2

May 13, 2018 18:46


dona_anna

Современная история, которую рассказала
yulen_ka:
Никогда не забуду, какая истерика у меня случилась, когда я впервые подошла к Котелю. И ведь ничего не предвещало. Я конечно, понимала, что это наша святыня, что древность, но в принципе ничего, кроме банального интереса, по дороге не испытывала, никакой экзальтации. Меня все вокруг поражало, сам факт пребывания в Иерусалиме. Поражало, но не больше. И вот я подошла к Стене, и вдруг на меня накатило что-то, мне самой совершенно непонятное, и я начала рыдать, захлебываясь. Какие-то женщины стали меня успокаивать, совать бутылки с водой, молитвенник...
Это был наш самый первый приезд в Иерусалим, в декабре 1974-го, через 3 месяца после нашей алии. Мы добирались туда тремпами от нашего центра абсорбции в Михморете (денег не было вообще никаких, тогда же корзины абсорбции не было). Был жутко дождливый день, муж на светофоре в Тель-Авиве (куда мы тоже тремпом добрались) постучал в окошко остановившейся на красный свет машины, солдатка-водитель сердито поморщилась, но когда услышала первые слова, что мы новые репатрианты, первый раз едем в Иерусалим, открыла нам дверь. Нам с ней было по дороге не до конца, она куда-то не в Иерусалим ехала. По дороге подсел еще солдат, который тоже ехал не туда, но должен был выходить вместе с нами. Так вот девушка-водитель потребовала от него, чтобы он не смел уезжать, пока не посадит нас. И парень, пропуская свои тремпы, честно кидался на все проходящие машины со словами "олим хадашим, впервые едут в Иерусалим". Наконец нашлась машина в Иерусалим. Водителем оказался офицер по культуре, поэтому по дороге он нам провел импровизированную лекцию-экскурсию. Привез в Иерусалим, скептически на нас посмотрел, хмыкнул "вы же наверняка голодные" и повез нас в Бейт а-Хаяль. Там заплатил за нас в столовой, мы очень сытно поели, он спросил: "Куда вы хотите?", мы сказали, что к Котелю, и он нас отвез туда. Вместо левой руки у него был протез, он объяснил, что это случилось под Дамаском, куда они дошли в Войну Йом-Кипур (после чего он и стал офицером по культуре). Незабываемая поездка была...

Каждый человек может прийти к Котелю, помолиться или просто пообщаться с его древними камнями, попросить что-то для себя или для своей семьи. Некоторые привозят записки, написанные заранее, от своих друзей или родственников. Многие оставляют записки в промежутках между камнями. Существует местная шутка, которая утверждает, что камни Котеля стоят долгие годы именно благодаря запискам, засунутым между ними. Как известно, стены Храма были построены без раствора, так может быть записки его заменяют?

Израильская почта получает сотни писем со всего мира, написанных на всевозможных языках. адресованных на Небеса, Западной стене, Всевышнему в Иерусалиме и просто дорогому Б-гу. Из любой страны в мире, где живут евреи, приходят такие послания.
Все эти послания передаются раввину Котеля и они помещаются на Котель, что не просто, т.к. писем приходит очень много.
Котель может принять неограниченное количество еврейских молитв и слез, но не может принять неограниченное количество записок. Места мало, а записки все прибывают и прибывают. Что же делать? Два раза в год раввин Котеля и его помошники собирают все записки, чтобы освободить место для новых записок. Что происходит с записками? Для них организовано специальное место хранения, гениза на Масличной горе.

Мне самой никогда не удавалось сфотографировать записочки на Котеле из-за большого количества народа. Но есть несколько мест, которые фактически являются той же самой Западной стеной и там не так много народу.



Это тоннели Храмовой горы, ровно под площадью у Котеля. Здесь хорошо видны гиганские плиты, из которых был построен Храм. Вот люди на фоне такой плиты, чтобы лучше ощущать размеры. Обратите внимание на пазы в стене - это технологические отверстия, кот. строители использовали для того чтобы ее передвигать.



Теперь их используют, чтобы класть записочки, которые принято оставлять среди камней Котеля. Так же в тоннеле есть вход на женский балкон синагоги и многие женщины молятся в тоннеле. У Котеля женская часть меньше и нет возможности приблизится к Котелю. А тут тихо, спокойно, и еще ближе к Храму, ну, пройдет туристская группа, но это же не толпы с другой стороны. И те, кто знают, как туда попасть, имеют прекрасные возможности по сравнению с теми, кто снаружи.

Существуют организации, представленные в сети, которые за плату напишут и положат вашу записочку в камни Котеля, независимо от того, где вы находитесь географически.

С появлением мобильных телефонов появилась новая форма передачи своих просьб наверх. Один человек с мобильником стоит у Котеля, по очереди обзванивая своих друзей\родственников, и предоставляет им возможность лично пообщаться, прикладывая телефон к камням...



В эту нижнюю часть Котеля можно попасть по водоводу, который выходит в Центр Девидсона. Эта часть стены сложена из недообработанных камней. Можно было их не обтесывать до конца, никто их там не видел. Камни гигантские, раствор не нужен, все держится за счет веса.



И хотя это совсем новый маршрут, здесь уже лежит множество записок.

Еще анекдот.
Женатый бездетный еврей очень хотел детей, но ничего не помогало... Как последний шаг отчаянья он написал записку: "Владыка мира! я прошу у тебя ребенка, и если это будет мальчик, я даже готов чтобы он был вором, а если девочка пусть даже будет проституткой.
Этот человек получил, то что просил - через 9 месяцев у него родился сын. Прошли годы, и однажды сын пришел к отцу и сказал, что пойдет учиться на адвоката. Отец поднял глаза к небу и сказал: "Владыка мира! Я думал, что мы договорились, что или вор или проститутка, а не они оба вместе!"

Пару слов о названии места.
Самое раннее еврейское упоминание термина «Западная Стена», явно относящееся к стене, которую мы видим сегодня, датируется 11 веком и принадлежит Ахимаацу бен Палтиелю.
Термин «Стена Плача» является переводом арабского el-Mabka, или «Место Стенаний» - традиционного арабского наименования стены. Это определение происходит от еврейского обычая приходить к этому месту стенать и оплакивать разрушение Храма. Но евреи никогда так не называли и не называют это место. Сейчас модно менять старые названия на самоназвание места, то лучше говорить Котель, Западная стена.

Вот и анекдот на эту тему:
Американский турист приехал в Израиль и решил посетить Западную стену, но забыл ее название. Взял местного таксиста и попросил: "Отвезти меня туда, где вы - евреи плачете". Таксист отвез туриста и высадил. На стене дома на вывеске было написано "Налоговая инспекция".

Так что когда будете говорить "Стена плача", вспоминайте этот анекдот.

В самом начале двухтысячных было обнаружено, что на некоторых камнях Котеля появились влажные пятна. В газетах, естественно, появились заметки с названиями "Котель плачет!", "Западная стена плачет!". Это вызвало серьезное общественное волнение и "Управление Котеля" попросило ботаника, проф. А. Денина разобраться. В результате изучения растений на стене, было выяснено, что причина прозаическая: это сладкий сок растения - эфедры (хвойника), который сочился из веток. После обрезки веток и чистки пятен все стало как и прежде и пятна больше не появлялись. А профессор Авиноама Денин написал в 2002г. статью, которая называлась "Западная стена плачет?".
А вот и растение - виновник, которое сфотографировано мной не на Котеле.


Хвойник слабый (?) Ephedra foeminea (שרביטן מצוי).
Если внимательно посмотреть на Котель, то кроме камней нам сразу бросятся в глаза растения, которые живут среди камней. Считается, что там растет семь видов растений. Они не столь известны, как семь видов растений, которыми Всевышний благословил Землю Израиля ( гранат, олива, финиковая пальма, виноград, инжир, пшеница, ячмень), но и "жители" Котеля не менее интересны.
В отличии от первой семерки, которая требует от людей постоянного ухода и заботы, вторая семерка - дикие растения, которые сами выбирают себе места произрастания, сами о себе заботятся и не ждут ни от кого помощи.



И вот они, наши герои выживания.
О том, кто же растет на этих древних камнях и как им это удается я подробно писала в посте Семь растений Котеля.



Голуби на стене живут своей голубиной жизнью. Это процесс голубиного ухаживания при свидетеле.

В самые разные события человеческой жизни евреи приходят к Котелю.

Евреи, шедшие добровольцами воевать во время Первой мировой войны фотографировались у Котеля.


Дов Йосеф, израильский политический деятель и один из организаторов еврейских батальонов, у Котеля. Служил в 39 батальоне. Ок. 1917г. Музей Еврейского легиона



Добровольцы Еврейского легиона, 40-й батальон. Около Котеля (Западной стены), ок. 1917г. (?). Музей Еврейского легиона

Из архива АОИ.


"Десантники поют у Котеля", автор фото не указан. 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме



"Свадьба у Котеля", автор Аарон Цукерман. 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме



Конечно же, эту фотографию Давида Рубингера знают все, никого не удивишь десантниками у Котеля (Западной стены). Десантники у Котеля в честь освобождения Иерусалима в 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме

У Котеля очень любят проводить бар-мицвы.


Это фотографии с бар-мицвы Шломи, наследника сыроварни Амеири, где впервые был сделан столь любимый израильтянами сыр цфатит. С ним вместе к Котелю (Западной стене) пришли все сыновья семьи Амеири. 70е годы 20в.

А это фотографии с современной массовой бар-мицвы, которую я сфотографировала во время одного из посещений Котеля.


Под зонтиками собралась большая толпа народу и с мужской и с женской стороны.



Вдруг группа мужчин стала двигаться от зонтиков вдоль Стены, с плясками и видеокамерой.



Потом все вместе они подошли к Стене.



Эти, наверно, уже отстрелялись после мероприятия или просто товарищей пришли поздравить.

В праздники у Котеля очень много народу.


Такую картину знают очень многие - кто-то видел своими глазами, кто-то на фотографиях. Варьируется только количество людей. Это я снимала в Холь Амоэд Суккот (в праздничные дни Суккота).



Тут провожали АдМора, правда не знаю какого. Его машине разрешили въехать на площадь перед Котелем.

Однажды гуляя мы по Еврейскому кварталу, и вдруг, обнаружили, что у Котеля проходит присяга солдат Армии обороны Израиля.




Это серьезное мероприятие, требует подготовки.





Постоянные посетители Котеля с интересом наблюдают за церемонией.





Последний взгляд на Котель. Совсем незнакомый для меня ракурс. Снимала с одной из видовых площадок старого города.

Это только малая часть из разнообразной жизни Котеля.

Израиль, История

Previous post Next post
Up