По идее, историк - достаточно неблагодарное занятие. А биограф и подавно. Писать о чужих жизнях и минувших событиях вроде означает добровольный авторский уход в тень. Впрочем, талант историка-биографа может сделать писателя если не таким же заметным деятелем, как герои его книг, то самостоятельной величиной точно. Если к таланту прилагается активизм и борьба против тоталитаризма - тем более.Примеров тому немало. Вспомним об одном, хотя по печальному поводу. В начале года не стало великого британского историка Мартина Джона Гилберта (1936-2015). Сэр Мартин (с 1990 - Командор Ордена Британской Империи, с 1995 - в рыцарском звании) был автором более 80 книг, одним из самых влиятельных историков 20 века и просто прекрасным человеком. В колонке вспомню лишь о малой части его достижений.Среди преподавателей Гилберта было немало левых историков. Интеллигентный сэр Мартин избегал плохо говорить о ком-либо, однако наставления А.Дж.П.Тейлора вспоминал не без усмешки. Большой почитатель Советского Союза Тейлор дал своему умному студенту в Оксфорде три совета : не заниматься картами, не писать про Черчилля, не увлекаться неопубликованными документам по истории Второй Мировой. Как знают все поклонники Гилберта, он поступил так, как и полагается любому здравомыслящему человеку, услышавшему совет от левого, то есть проигнорировал его. И вот результат - сэр Мартин известен тщательно продуманными и прорисованными картами, он главный биограф Черчилля, и он показал, как работать с архивными документами для создания интереснейших книг.
Что касается политических взглядов Гилберта, то причислить его к правым консерваторам вряд ли получится, он как раз пример центриста, однако стремление историка прежде всего следовать фактам и архивным документам сделали его весьма популярным среди консервативных авторов, ведь, как говорила его читательница и почитательница Маргарет Тэтчер «Факты консервативны». И работы сэра Мартина по жизни Черчилля, истории Израиля, Ближнего Востока, Первой и Второй Мировой, Холокоста, советского диссидентского движения будут вдохновлять прежде всего правых. Пусть Гилберта, как уже говорилось, трудно назвать таким же однозначно консервативным автором, как его соотечественники и принадлежавшие к поколению рождённых в 20-30-е Эли Кедури, Пол Джонсон и Дэвид Прайс-Джонс (бывший его другом, к слову), но влияние на консервативную историческую школу Великобритании и США он оказал не меньшее, чем они. И представить себе историков-сторонников англо-американского союза для защиты Запада вроде Эндрю Робертса или разоблачителей мифов коммунистической пропаганды вроде Роналда Ричлака без исследований Гилберта не получится.Уинстон Черчилль занимал особое место в работе Гилберта. Лично Рэндолф Черчилль выбрал молодого историка для работы в команде биографов для эпического многотомного жизнеописания своего великого отца. Потом были и другие книги, посвящённые отдельным аспектам жизни и карьеры выдающегося британского политика. Но, наверное, главной останется однотомник «Черчилль», вышедший в начале 90-х. Именно по этому без малого тысячестраничному исследованию читатели будут воспринимать главного британца 20 века. Да, есть много других работ (трёхтомный «Последний лев» американца Уильяма Манчестера, законченный после его смерти Полом Рейдом), есть книги самого Черчилля, но свести всё в компактную форму и превратить жизнь сэра Уинстона в захватывающее повествование лучше всех смог именно Гилберт. Не забывая о проблемах и ошибках своего героя, МГ предлагает нам потрет именно героя своего века. И заставляет поражаться гению и даром политического предвидения Черчилля. На момент выхода книги очевидны были только правота Черчилля в вопросах противостояния нацизму и коммунизму и в его последовательной поддержке идеи создания еврейского государства («Я всегда был сионистом»). Но сегодняшний читатель найдёт много точных оценок и в вопросах отношения к боевому исламу («цивилизация противостоит мохаммедизму…не стоит бояться за исход борьбы, но, чем дольше мы следуем политике полумер, тем продолжительнее будет битва»), и к «мягкой форме» коммунизма, то есть социализму («социализм связан с тоталитаризмом и обожествлением государства»).Одной их важных тем для своей биографии Гилберт сделал постоянное стремление Черчилля объединить антитоталитарные силы. Как внутри Великобритании, когда УЧ пытался создать единый фронт из консерваторов и либералов для борьбы с социалистами и их союзниками-лейбористами. Так и в мире, когда именно в продолжительном союзе с США Черчилль видел главное спасение западной цивилизации от тоталитарной угрозы. Даже сионизм УЧ следовал его идеям союза с США : «Америка не допустит, чтобы еврейское государство пало под напором русского оружия». И, комментируя войну США с Испанией, Черчилль точно предвидел антиамериканские истерики ещё в конце 19 века, предлагая ответ на них : «Америка показывает свои непривлекательные стороны миру. Но правы они, а в душе великой демократии подлинно благородный дух».Но что не менее важно - Гилберт не забывает о Черчилле-человеке. Общение с семьёй, друзьями, даже кошками, ничего не ускользает от внимания биографа. И на страницах о премьерстве Черчилле во время Второй Мировой мы найдём не только цитаты из УЧ и подробный рассказ о его действиях, но и такой, например, незабываемый эпизод : увидев слёзы на глазах осматривавшего разрушенный немецкой бомбардировкой район Лондона премьера, простая англичанка воскликнула : «Смотрите, он плачет! Ему правда есть до нас дело!» Не забыть, впрочем, и слова, которыми уцелевшие встретили Черчилля : «Мы знали, что вы придёте. Ничего, мы справимся. Главное - ответить немцам». И выводы Гилберта «черчиллианцы» повторяют без сомнения : «Его патриотизм, честность, вера в демократию и надежда на человечество дополнялись поразительной работоспособностью, непрерывной интеллектуальной работой, видением и предвидением».Израиль стал не менее главной темой в творчестве Гилберта. Сэр Мартин всегда подчёркивал свой сионизм. И его не раз переиздававшаяся история еврейского государства Израиль, как и в случае с биографией Черчилля, даже на фоне многочисленных работ по истории Израиля остаётся образцом исследования вне зависимости от согласия или несогласия с отдельными оценками Гилберта в рассказе о ведущих политиках страны. Воспроизводя борьбу за создание и за выживание страны, Гилберт уделяет много внимания не только политическим и военным баталиям, но и жизни простых людей. Страницы, посвящённые повседневному героизму израильтян, создававших на забытых и казавшихся бесплодными землях, цветущие города и поселения, впечатляют никак не меньше, чем страницы о подвигах израильских солдат и офицеров в боях с арабскими агрессорами и террористами.Для Гилберта Израиль - «государство, основанное на главенстве законов и демократических ценностях…постоянно осаждаемый Израиль обладает сильной волей к успеху и процветанию, к поддержанию активной и насыщенной жизни своих граждан и к опровержению всех критиков, кто постоянно говорит о неразрешимости внешних и внутренних проблем государства».Книгами по истории евреев и Израиля, Гилберт не довольствовался. Он был среди самых активных защитников прав советских евреев, а в его внушительной библиографии можно найти биографию Натана Щаранского («Щаранский : Герой нашего времени»). Сам Щаранский писал про Гилберта : «Мартин был главным активистом среди историков и главным историком среди активистов…Его обыскивали, ему угрожали, но он не обращал внимания и посещал семьи советских евреев, которым отказывали в праве на отъезд в Израиль, он собирал информацию, чтобы бороться за нашу свободу…Он был оптимистичным сионистом-энтузиастом, который сражался с тиранией без страха и колебаний». Признание авторитета Гилберта можно увидеть и в том, что Рональд Рейган не раз обращался к британскому историку для личных консультаций по вопросам, связанным с проблемами евреев в СССР.И защищал он не только советских евреев от коммунистов, но и объективных историков Ближнего Востока от проарабского академического истеблишмента. Сэр Мартин не раз писал отзывы и рецензии, например, на книги Бат Йе’Ор. Бат Йе’Ор, исследовательницу положения евреев в арабском мире арабского антиизраильского влияния на политику Европы, в левой прессе видят «исламофобкой» и проч. Но всегда ставивший факты на первое место Гилберт писал о книгах отважной женщины так : «она ведущая специалистка по истории притеснения евреев и христиан в мусульманских странах». А вот про её знаменитую «Еврабию» : «Её книга - точная на 100 процентов - предупреждение, которое поможет остановить то, о чём она пишет…Бат Йе’Ор рассказывает историю того, как Евросоюз подрывается исламской враждебностью, чуждой европейским ценностям…Книга бросает вызов демонизации Израиля…Она предупреждение Европе - не позволить антиамериканскому и антиизраильскому давлению ислама уничтожить европейские ценности».Именно следование фактам привело Гилберта в его исследованиях по Второй Мировой войне и Холокосту выступить против успешно насаждавшегося левыми и атеистами мифе о «Папе Гитлера», то есть о римском папе Пие ХII. Хотя коммунистический комбинат дезинформации при помощи западных полезных идиотов успешно внедрил в общественное сознание представление о Пие как пособнике нацистов, отказавшемся помогать преследуемым евреям, Гилберт не пожелал подчиняться «придворной истории». В книге «Праведники : Забытые герои Холокоста» он разоблачил мифы о Пие, развивал тему и в интервью : «Папу даже обвинял Геббельс за то, что Пий встал на сторону евреев в своём Рождественском послании 1942 года…Проверка для Пия была, когда гестаповцы пришли в Рим за евреями. И по личному приказу Папы католическая церковь помогала евреям скрываться…В Риме было спасено больше евреев, чем в любом другом городе. Немцы собирались депортировать 5 700 человек. 4 700 удалось спрятать. 477 нашли убежище прямо в Ватикане…Когда немцы начали депортировать евреев с севера Италии, Пий открыл своё поместье, чтобы евреи могли скрыться там, и приказал всем монастырям на оккупированных территориях сделать так же…Немцы депортировали 7 000 человек, но 35 000 спаслись». Приводит Гилберт и факты о том, как Папа пытался помогать евреям в странах Восточной Европы. Глава межрелигиозной организации «Проложи путь» Гэри Крапп говорил : «Сэр Мартин Гилберт стал образцом для подражания для всех искателей правды».В 21 веке тему союза США и Великобритании против тоталитарных идеологий Гилберт развивал в основном в публицистике. Он сравнивал усилия Буша-мл и Тони Блэра в войне с террором (статья 2004 года) с усилиями Черчилля и Рузвельта в войне с нацизмом, но полагал, что настоящие достижения англо-американской коалиции станут очевидны только в будущем. Как видите, в своих работах о Черчилле, Израиле, диссидентах, Холокосте Гилберт всегда был на стороне правды. Поэтому и с его оценкой антитеррористической кампании 21 века стоит согласиться.Подводя итог короткому рассказу о Мартине Гилберте, следует признать : величиной, которой для британской (да и мировой) истории стал герой его книг Уинстон Черчилль, сам сэр Мартин стал для британской (да и мировой) исторической науки.