И.Чавчавадзе - АРМЯНСКИЕ УЧЕНЫЕ И ВОПИЮЩИЕ КАМНИ

Dec 31, 2011 14:06

Нечего и говорить, чтог. Кутули не проэкзаменовал бы католикоса армян, но, тем не менее, онкатегорически заявляет, что это, мол, так. Откуда и как он узнал опреимуществе Арцруни пред уважаемым патриархом? Очевидно, или самАрцруни пустил пыль в глаза, или другой кто-нибудь, с целью закрытьиностранцу глаза и не дать ему возможности самому присмотреться кокружающему. Очевидно, или сам Арцруни или кто-либо другой постаралсявбить в голову новоприезжему французу такую невероятную вещь с цельюувеличить в глазах его авторитетность Арцруни, чтобы Кутули легче могдовериться такому мудрецу и видеть только то, на что укажет этотДеллингер и Гиацинт армян. Нечего и говорить, никто не сомневается, чтоесли он что-либо и укажет, то укажет как следует по раз намеченнойпрограмме и лицом в грязь не ударит.


Поведали ему и то, чтог. Арцруни прежде всего просветился и набрался учености в Москве, затемв Петербурге и в конце концов в Гейдельберге и что он-де очень сведущ вфилософии. Дабы еще более возвеличить этого всестороннее образованногофилософа, наделили его еще одним великим качеством, именно тем, братего в Германии профессором. Хотя профессорство брата не особенно вескаярекомендация для не профессора брата, но, тем не менее, и это не былоупущено из виду для вящего возвеличения Арцруни. Вот как они раздулиАрцруни, - хотя бурдюк раздувают тогда лишь, когда он пустой. Онипостарались так подготовить иностранного гостя, чтобы каждое словоАрцруни после принималось им за червонное золото. Нечего и говорить,что легковерный француз попал в сети и, как эхо, повторял, безпроверки, без расследования, все то, что ему было внушаемо. Вникните-каво встречу на почтовой станции Балта и во всю эту историю, и выубедитесь, на какие проделки и фокусы они способны, чтобы толькооколпачить и перетянуть на свою сторону иностранца. Это однакоцветочки, ягодки будут после.

Окружив себя таким ореолом,Арцруни сначала ведет Кутули в тифлисскую городскую думу, которую он,Кутули, величает маленьким парламентом, члены же управы корреспондентумерещатся министрами, а Арцруни со своею либеральною партиею -оппозицией. Затем он вместе с Кутули обходит все армянские церкви.Прекрасные и дорогие облачения армянских священников поразили Кутули. Идля какого же лучшего дня они сберегли бы их? Затем он повел этогоиностранного гостя в армянские школы. Кутули отзывается с похвалою опрекрасных глазах армянок-учениц, хотя вообще насчет их красотыизвиняется, - pardon, мол.

Покойный Арцруни вводит Кутули вармянский интеллигентный кружок. Кутули поименно называет всех, скоторыми Арцруни познакомил его, - но нам незачем перечислять их.Достаточно знать, что Арцруни ввел своего нового приятеля в армянскийкруг. Пошли в честь его обеды, ужины, кутежи, пиры в садах, домах,распевали ему песни, романсы, Кутули жалуется, что раз он вернулсядомой с одного из подобных кутежей до такой степени навеселе, что не всилах был взять перо в руки: так все мысли у него перепутались. На всехпирах, на каких он бывал, его угощали армянскими кушаньями, которыеочень понравились желанному гостю арцруневской либеральной партии.После пригласили его Шиндиси на какой-то храмовый праздник. Здесь жефранцуз окончательно пришел в восторг. Только одно его поразило:оказывается, все бывшие на пирах и на богомолье женщины были «сбольшими, как гора, носами». Понятная вещь, либеральная партия Арцрунине решилась бы допустить, чтобы такой недостаток присвоен был армянам,и не позволила бы Кутули протрубить по целому миру об этом. А чтобыиностранец не поставил в строку армянам даже этот безобидныйнедостаток, скоро нашли и козла отпущения. Толково и чистосердечнообъяснили ему, что все эти носатые дамы мол, - грузинки. И за тоспасибо! По крайней мере, того, что у них лишнее, что им не нужно, нежалеют для нас, щедрой рукой преподносят нам. На тебе, Боже, что намнегоже! Какого же большего доказательства расположения нам нужно: даженосы свои отдают из любви к нам.

Что было делать попавшемусяв расставленные сети ветрогону-французу? Все оказалось армянским:парламент - армянский, пиры и увеселения - армянские, праздникиармянские, Деллингеры и Гиацинты - армяне, философы - армянские,кушанья армянские, где же? в Тифлисе! Очевидно, здесь Армения и Тифлис- город Армении, Какой же другой вывод мог сделать так искусноопутанный пришелец?! И вот Кутули, восхищенный гостеприимством армян,пока еще из Тифлиса никуда не отлучался, восклицает: «Наверное, Эдембыл здесь, в Армении»! Таким образом, уверили европейскогокорреспондента, что Грузия, включая и Тифлис, - Армения и весть этузаставили его распространить по всему миру при посредстве такойпочтенной и влиятельной газеты, как «Temps»!

Однако спросим:какой смысл в таком смешном вероломстве, в такой фальсификации? Ответна это указал сам Кутули. Он, оказывается, «торопился присутствоватьпри взятии Карса», но так как и сам Кутули, и его новые друзья-приятелижелали выдвинуть вместе с великим восточным вопросом и армянский, то оностается в г. Тифлисе, чтобы «ознакомиться с положением здешнихнародностей». Ну и постарались ознакомить его: Тифлис и вся Грузиянаше, мол, обиталище, наша страна - и раз это действительно так, кто жескажет после этого, что армяне рассеяны и нет у них территории длясплочения?! Протяните отсюда нить к тому, что говорил Сенковский, и,хотя это представляет «дистанцию огромного размера», вы найдете ключ кзаданной нам загадке. Как знать? Легко предположить, что Деллингеры ифилософы армянские существовали и при Сенковском. Ничего нетневероятного в том, что отец похож на сына, а сын на отца. Каковбатька, таково и дитятко. Теперь рассмотрим, что они внушили Кутули опроисхождении и житье-бытье здешних народностей. Мы говорим: «внушили»,потому что Кутули пробыл в Тифлисе так мало, что не мог бы усвоить даженазвание одной улицы, как же он мог ознакомиться с положением населенияКавказа, будь он даже с таким же всесторонне развитым философскимобразованием, как г. Арцруни! Что все, переданное им в газете «Temps»,внушено ему новыми друзьями, станет ясным, если вникнуть в самуютенденцию рассказа его.

По словам Кутули, в Закавказье живутпредставители четырех национальностей: армяне, грузины, татары ирусские. Неужели вы полагаете, что Кутули будет трактовать об этихчетырех народностях? И не думайте! Лишь одни грузины были намечены егоармянскими друзьями, так как повторяю: «у Али лишь плов на уме». Лишьодно сопоставление грузина с армянином - вот та игра, в которой козыривсегда, по страшной прихоти судеб, оказываются в их руках. Заставили жеони его каркнуть, что Тифлис - Армения; но и Тифлиса не довольно им -необходимо заставить его сболтнуть, якобы и все Закавказье принадлежитармянам; и это желание, как увидим, исполнилось. Поведав Европе, что наКавказе живут представители четырех национальностей, Кутули далееговорит: хотя армян, мол, в настоящее время меньше, чем грузин, всего600 т. (?), но в конце настоящего столетия число их увеличится и ихстанет больше последних. А остальные нации? О татарах и русских неупоминается ни слова, как будто они не могут быть приняты в расчет. Неясно ли, что бельмом в глазу служит лишь перевес грузинского элемента вЗакавказье, что они всесторонне философски образованные, непрошеносующиеся не в свое дело армянские Деллингеры и Гиацинты только исилятся снять это бельмо с глаза. Кому взбредет на ум такойсмехотворный процесс увеличения прироста армян и понижения грузин тамименно, где кроме них живут еще татары и русские?! Оставим и это испросим: что это за непостижимая такая причина, в силу которой впродолжение 23 лет меньшее число армян увеличится, а большее числогрузин уменьшится?! И кому какая нужда в Европе в таких смешныхуверениях? «Подождите, мол, в настоящее время армян мало, но впродолжение 23 лет вылупятся и вырастут цыплята их в бывших гнездахорлиных и размножатся»! К чему, спрашивается, эта речь об этом обильномнарождении армян и вымирании, вырождении грузин? Не очевидно ли, помилости чьих проделок, жонглерства околпаченный чужестранец взболтнулсмешную чушь: «постойте, армяне размножатся, а грузины переведутся»!Это и называется - «быть рабом своих вожделений».

Раз новыедрузья Кутули вздумали заставить его писать корреспонденции на почвепревосходства армянской народности в Закавказье, то они, разумеется,постарались вбить ему в голову и другие прелести, для оглашения поЕвропе. И Кутули, как эхо, повторяет внушенное ему - армяне составляют,мол, на Кавказе «третье сословие» (Tiers etats). В руках их, - говоритон, - торговля, все ремесла, все отрасли общественной деятельности. Они- врачи, адвокаты, люди свободных профессий. У них свои школы, журналы,свой маленький парламент в Тифлисе и проч. В настоящее время из нихмногие и на военную службу поступают. Мадатов, Бебутов, Агрутинский,Лорис-Меликов, Лазарев, Алхазов, Тер-Гукасов - всеми этими генераламиснабдила, мол, армянская нация русскую армию.

Известныйгенерал Лазарев - замечательный полководец; но он-де, вследствиезависти грузинских князей, отставлен и проживает в настоящее время вБаку без дела (Покойный Лазарев не был еще в то время вызван под Карс -прим. переводчика). Затем Кутули перечисляет всех, на которых вновьиспеченные друзья его указали ему, как на известных на поприще наук,искусства и проч. Хотя эти знаменитые армяне еще никем не признаныГолиафами в области наук и искусств, но какое нам дело оспаривать это?Мы и выше говорили - всего хорошего армянам, хотя бы они и представилиего в преувеличенном виде, дай Бог, к чести и славе их! Но вдохновенныйвсем этим Кутули изрекает такое пророчество: «будущее на Кавказепринадлежит армянам, соседям же их грузинам и татарам не остаетсяничего, как только обармяниться». Вот где конец начала! Согласитесь,хорошее утешение! Не искусно ли заставить такую влиятельную газету, как«Temps», затянуть песню в таком тоне? Скажите, Бога ради, кому нужнобыло так одурачить несчастного Кутули, как не всесторонне развитымармянским философам Деллингерам и Гиацинтам: ведь «дерево по плоду,плод по дереву познается»

Наш народ не любит поэзии, - мыбольше любим суждение и критику» Так уверяли чужестранца Арцруни и егоцех, величаемый господином Кутули «арцруневскою школою». Не знаюнасколько можно гордиться нелюбовью к поэзии, но великий Гете сказал:«тот варвар, чьего сердца голос поэта не заставит трепетать». ХотяАрцруни и его «школа» не любят поэзии, но, тем не менее, они не лишеныбольшой фантазии. По мнению в высшей степени всесторонне развитогофилософа, армяне в будущем составят царство, по словам Кутули, с 30-юмиллионами подданных. Не думаем, чтобы какой-либо разумный армянинсогласился с таким необузданным бредом всесторонне развитого философа.Мы убеждены, что ни один армянин, находящийся в здравом уме, не тольконе скажет, даже и не помыслит об этом. Это стукотня расшатавшейсямельницы, - между армянами же или нет вовсе таких, а если и есть, то нестоит и говорить о них. Это лишь болтовня бездельника, выжимающего водуиз свежего и пока еще влажного сыра и уверяющего, что он выжимает ее изкамня. Все это глупый бред одного человека, и да простится ему это!

Допустим, что пророчество Кутули оправдалось бы: грузины и татарыобармянились бы и превратились в рабов армян. Ведь это будет каплею дляобразования 30-миллионного армянского государства! Откуда же Арцруниобещал собрать такое количество подданных? Ответ на этот вопроспокойный философ, наверное, унес с собою в могилу. Повторяем, мыприводим эту смешную историю не потому, что поверили, будто кому-либоиз здравомыслящих армян тогда или теперь пришло что-либо подобное вголову, а потому, что у известной группы армян, о которой мы говорим,вошло в привычку трубить именно в подобную трубу. Это подтверждает исам Кутули. Он говорит нам - понятно, по внушению армянских Деллингеров- что Арцруни и «его школа» приняли, мол, жирарденовский девиз:«следует кричать о себе». Справедливость требует сказать, что онидействительно «кричат» и с успехом кричат! Какого же еще вам крика,когда «у них и вата производит грохот, а у других и орех даже негрохочет»

Трубят-то они трубят, и довольно сильно, но иногдатак затрубят, что, говоря по совести, должны были бы заткнуть свои ушии с ужасом сказать себе: «Что за трескучую тарабарщину мы слышим!»Наверное для того, чтобы показать Кутули, насколько армяне умны,насколько они успели приспособиться к современным требованиям жизни,они научили его нескольким армянским пословицам и, между прочим,следующим: «К чему тебе знать, кто пек этот хлеб.

Если онвкусен, ешь, если даже его пек еврей», или «где найдешь хлеб, там иселись». Совершенно справедливо, что для таких мудрецов в настоящеевремя большое поле деятельности; правда, что ныне тот и побеждает, ктоследует подобным заповедям, но вряд ли они заслуживают похвалы игордости. Напротив, эти пословицы - позор создавшего их народа.

С давних пор христианская религия учит: «Не пожелай… того, чтопринадлежит ближнему твоему». С давних пор рядом с этою заповедью идетпо всему миру скромное, но достойное и облагораживающее человекаучение: «Не насыщайся чужим молоком, не облекайся чужою одеждою». Непожелай ничего чужого, довольствуйся своим - это краеугольный каменьчеловеческих отношений, это главная опора нравственности. Правда, еслирядом с эти учением привести грузинскую пословицу: «Что отдашь твое,чего нет, - потеряно», или «давай щедро: ведь и моря и принимают, ивыпускают воды», - то вышеозначенные армянские пословицы, посовременному понятию, сочтутся доказательством практического ума,грузинские же - дурацкой расточительности; но Бог знает, что лучше,гуманнее: есть ли чужой хлеб, или не жалеть своего для бедняка? Ктознает, какое здание крепче: основанное ли на нравственных началах, илина правиле: загребай, хватай чужое и ешь, раз оно вкусно?

Такили иначе, но, будь мы на месте Арцруни и либеральной школы его мы нетолько не гордились бы приведенными выше армянскими пословицами, но идругим заказали бы: «забудьте эти пословицы - недостойно не толькоразглашать их, но даже хранить в сокровенных помышлениях. Но чтоделать? У всякого своя фантазия.

Вот, оказывается, подкладкатого либерализма знамя которого держали «замечательно всестороннеразвитые армянские философы», - Деллингеры и Гиацинты: «где увидишь,мол, хлеб, там и селись». Значит, родина, отечество, обиталища дедов иотцов наших - пустые слова, одни звуки! Мы не обвиняем в этом всехармян, но да будет известно грамотеям-ученым их, что «иной раз лучшесказать, нежели смолчать - другой же раз, сказать, повредишь делу».

V

Мы уже видели, как мастерски воспользовались армянские книжникилегковерием иностранца для распространения молвы и славы о величииАрмении. Посмотрим теперь, сквозь какой строй они провели перед нимгрузин. Не поступи так армянские ученые мужи, они бы не имели и заслугпред своими компатриотами и не за что было им рукоплескать. По словамКутули, прошлое Грузии представляет весьма неутешительную картину:ослабленная дурным управлением, завистью друг к другу и междоусобиями,она, мол, не имела покоя. Верно, она не имела покоя, но не по темпричинам, кои были внушены г-ну Кутули Арцруни и его «либеральноюпартиею». Те, которые посещали Грузию и лично сами ее изучали, а не подруководством армянских ученых мужей, которые самостоятельно потрудилисьнад изучением данных, касающихся прошлой нашей жизни, - те относят-ся кнам не с таким пренебрежением, как Кутули и его внушители. Напротив,они даже поражены, - как такое маленькое христианское государство,такая маленькая нация могла выдержать только войн с варварами. «Не будьвообще грузины таким мужественным, готовым жертвовать собою молодецкимнародом, - это было бы немыслимо», - говорит ученый знаток ВостокаДелорье, соотечественник Кутули. Да разве он один говорит это! НоАрцруни, этот «всесторонне развитой философ», так опутал, так связал порукам и ногам несчастного Кутули, что тот, окончательно сбившись столку, лишился возможности оглядеться кругом, для выяснения истины, ивсецело отдался с макушки до пяток лишь Арцруни и его клевретам. И вотКутули в продолжение двух месяцев бил в набат в газете «Temps» о славеи величии армян, не щадя вместе с тем ни нашего прошлого, нинастоящего, понося нас на все лады и даже почти отрицая всемипризнанное беззаветное мужество грузин. До настоящего времени ученыефилософы армян не отказывали нам в храбрости, так как, по мнению их,храбрость - глупость, добродетель, присущая сумасброду-грузину(«гиж-враце»). Ну кто, мол, кроме глупца, какой сумасброд подставитгрудь пуле? А потому они бесспорно признавали за нами эту добродетель,как признак глупости. Но, видно, армянские книжники-философырассчитали, что подобная философия не подействует на такую личность,как Кутули, который принадлежит к нации, считающей, не без основания,храбрость качеством похвальным. Вот причина желания их повредить нам вглазах Кутули и с этой даже стороны.

Кутули оповещает Европу,что в истории Грузии нет ничего, чем бы мог народ ее гордиться.Допустим, что в продолжение двух-трех дней пребывания в Тифлисе Кутулидосконально ознакомился с Грузией и изучил всю прошлую историю ее, таккак он оказался «внимательным слушателем хороших рассказчиков».

Простим и отпустим рассказчику и слушателю их явного фиглярства ипронырства. Лучше ознакомимся с тем, что вновь испеченныедрузья-приятели заставили выболтать этого несчастного француза о нашемнастоящем. «Грузины составляют нацию генералов, аробщиков и чалвадаров,сболтнул умудренный мудрецами же выскочка. «Хотя, мол, у них многогенералов, но они не пользуются известностью».

Поставитьнаших генералов на одну доску с аробщиками и чалвадарами - как этонравится вам?! Выше ведь мы видели, с каким шумом, треском и звоном, скаким бахвальством заставили Кутули перечислять имена всехгенералов-армян, - ну назвали бы в числе их хоть одного грузина! Нозачем было им это делать? Тогда было бы, что «орех грузина грохочет,вата же их, армян не производит даже простого шума», а это шло бы вразрез с расчетом и желанием армянских философов. Нет сомнения, чтонаши генералы не нуждаются в похвале ни Арцруни, ни Кутули, равно ни взащите нашей. Башкадыкляр, Кюрюк-Дара, Карс, Деве-Бойну, Авлиар,Бегли-Ахмет, Ардаган, Ахалцих, Чолок, весь Дагестан и вообще весьКавказ громко говорят об их славных именах, и громкого крика их незаглушить хриплому писку и мяуканью армянских мелкодушныхкнижников-грамотеев! Только тот может ценить чужое достоинство, кто самобладает им!

«Грузинское дворянство - говорит Кутули -разорено в конец; они, грузины, кроме волокитства, ничего не знают истремятся лишь поступить на государственную службу, так как такого родаслужба представляет легкий труд». Нет-де у них способностей ни кторговле, ни к ремеслам, а если между ними и попадаются два-три купца,то и те считают деньги по армянски. Нет ничего удивительного, если ониуверили Кутули, будто грузины не умеют даже на своем родном языке.Крестьяне-грузины пьяницы и лентяи. «Они, мол, не выкупили части землиот землевладельцев» и проч., и проч. Само собою разумеется, при этомармянские книжники скрыли от Кутули то несомненное обстоятельство, чтоуже тогда крестьянами-грузинами было выкуплено от помещиков своих вТифлисской и Кутаисской губерниях на полтора миллиона рублей земли, какэто видно из официальных сведений. Конечно, тут нет ничего особенного,но тем не менее, армянские Деллингеры и философы скрыли это от Кутули,чтобы он не оповестил об этом миру, опасаясь, что, пожалуй, этопохвальное деяние грузина впишется ему в книгу живота, а армянам, мол,какая от этого польза. По мнению этих господчиков, «что для грузиназдорово, то для армянина смерть». Таким образом, они ложь сбыли заправду.

Много еще других гимнов пропели Кутули армянскиефилософы в утеху и славу свою. Мы здесь не приводим всех их, так какбеседа наша и без того затянулась. Страннее всего то, что проделкиармянских грамотеев не долго оставались в тайне, и тот же самый Кутулискоро смекнул, что за гуси эти хваленые армяне на Кавказе. Дело в том.Что пока Кутули оставался в Тифлисе и вертелся среди них, угорелый, вкаком-то чаду, он не уставал восхвалять их, но когда ему случилосьпобывать в Эриванской губернии и собственными глазами присмотреться кним на собственном же их пепелище, то задал же он им трезвону! Пропелим песенку! «Армяне, мол, на родине своей вообще трусы, неучи, невеждыи равнодушны к судьбе своей родины» (Оно и ясно, т.к. эта губернияникогда до 1828 года их родиной и не была, они появились там какбеженцы - Ибрагим).

Итак, как видно, они оказываются иучеными, и народом, заботящимся о судьбе своей, храбрыми только там,где они, по их собственной пословице, чуют запах хлеба.

Не об этом ли сказано: «Речь твоя обличает тебя»?

Таким образом, Арцруни и его «либеральный» цех заставили европейскуюгазету прокричать, что грузинам, и духовно, и физически обессиленным, ивместе с ними кавказским татарам другого исхода не остается, как илиобармяниться, или пойти в рабы к ним. На подмогу к этим ученым мужам,для придания более силы, убедительности и для усиления их армии,присоединился у ним один генерал-армянин, ныне покойный, Кишмишев. Безгенерала ведь армия не армия! А чтобы не отставать от себе подобныхграмотеев-ученых, и он пустился наносить нам удары. Генерал Кишмишевнаписал сочинение, изданное после его смерти радетелями славы его, подзаглавием «Последние дни Грузинского царства». Как славно покойныйКишмишев честит нас, полагаю, всякий читал. В конце ХVIII ст. - изволитговорить Кишмишев, - «Грузия уподобилась выброшенному на берег кораблю,откуда, кто был посильнее, мог брать все, что угодно. Голодныхцаревичей, мол, и князей содержали и кормили лавочники и купцы.

IX

… Франсуа Ленорман, о котором мы и раньше упомянули, считающийся средилюдей науки знатоком истории древнейших времен - авторитетныйисследователь клинообразных надписей, в особенности ассиро-вавилонских.И вот именно те самые клинообразные надписи, которые, по уверению г.Гольмстрема, вопиют в пользу армян, тщательно исследованы этимзнаменитым Ленорманом.

Именно он и доказывает, что Арменияесть географический, но отнюдь не этнографический термин и что этоназвание в первый раз упоминается во времена Ахеменидов, именно в концеVII столетия до Р.Х. Тогда еще и помину не было об армянах, т.е.гайканцах, в тех местах, которые ассирийские, а равно местныеклинообразные надписи называют собирательным именем страны «Найри», авпоследствии «Урарту»», а племя, жившее там, - урартийцами; гайканцы,гайосы (армяне) пришли в Урарту в VI ст. до Р.Х., клинообразные женадписи, повествующие об урартийцах, относятся к более раннему периоду,ибо самая поздняя надпись относится к IX веку до Р.Х.

Ясно,что клинообразные надписи, высеченные в IX в. до Р.Х., не моглиповествовать о народе, появившемся позднее, спустя почти три века.«Камни вопиют», не правда ли, гг. армянские ученые, грамотеи! Вопить товопиют, но «двери слуха вашего замкнуты вами для них».

Оставим в стороне даже это IX ст., когда камни запечатлели на грудисвоей нелицеприятные и правдивые сказания и когда еще об армянах небыло и помину. О стране «Найри», впоследствии известной под названием«Урарту», упоминается в некоторых надписях еще при ассирийском цареСалманасаре и затем при Тиглат-Паласаре - Салманасар же I царствовал вXIV ст., а Тиглат-Паласар I в XII ст. до Р.Х.

Имеем послевсего этого основание или нет спросить г. Гольмстрема: те клинообразныенадписи, те приводимые им в свидетели камни каким чудом моглиповествовать об армянах, когда последние, спустя лишь шестьсот-семьсот,ну самое меньшее триста лет, появились в той стране, в которойурартийцы были аборигенами и боролись с ассирийцами в продолжениешести-семи веков до прихода армян? И если уж они, урартийцы, имеюткакие-либо заслуги во всемирной истории, отличались твердостьюхарактера, культурою, выказали физическую и нравственную мощь, то,конечно, ради своей славы, но отнюдь не для прославления и возвеличенияармян.

Ясно, что те клинообразные надписи, вопли которыхбудто бы так воспламенили г. Гольмстрема, и которые, по словам его жесамого, происхождения не позднее IX столетия, не могут служитьподтверждением происхождения армян от урартийцев, и мы в данном случаевидим такое же ученое легкомыслие, на какое постоянно наталкиваемся,когда армянские философы и Деллингеры заводят речь об армянах.

«Филология, - говорит Ленорман, - это алгебра так называемойлингвистики, это могущественное и высокое средство, восстановительницадревней этнографии - доказывает нам, что аборигены страны, называемой«Армениею», до конца VII века до Р.Х. были родственным племенем тому, ккоторому относятся грузины и некоторые нынешние народности Кавказа. Этоименно те аборигены, которых библия (Х.З) называет «тогормами», ничегообщего не имеющими с сынами Гайоса. Также и Иезекиль называетаборигенов Армении «тогормами» (ХХVII, 14, XXXVIII, 6) - в то время,когда большая часть клинообразных надписей была уже высечена на камнях,- надписей известных до настоящего времени под названием «ванских».

Ленорман весьма ясно доказывает, что урартийцы и алародийцы - синонимы.Помимо Ленормана и знаменитый английский ученый Раулинсон, на которогосослался в данном случае сам Ленорман, доказывает то же самое.

На этом тождестве урартийцев с алародийцами и основал Ленорман свойвывод, что язык урартийцев и клинообразные надписи должны называтьсяалародийскими, но отнюдь не армянскими. Он утверждает, что ни языкэтот, ни народ не имеют никакого родства с армянским языком и народом.«Раулинсон говорит, - добавляет Ленорман, - что «аларду» представляетпростой вариант «Араруда», так как древние парсы одинаково произносилии «л» и «р». От «Араруди» небольшой переход до «Арарата», а отсюда и доупоминаемого в ассирийских надписях «Урарту».

К этомуЛенорман добавляет: «алародийцы» (иверы) представляют именно ту старуюрасу, о которой мы выше упомянули и которая оставила клинообразныенадписи в Армении. Что эти названия - синонимы, следует запомнить, таккак это пригодится нам ниже.

«По нашему мнению, - говоритЛенорман, - язык найденных в Армении клинообразных надписей имеетчрезвычайное сходство с грузинским…

Здесь Ленорман приводиттакие поразительные примеры, что убьет всякую охоту сомневаться даже втом, кто одержим страстью во всем сомневаться, и в конце добавляет, что«исследование великого Эженя Барнульфа усиливает доказательство того,что язык клинообразных надписей Армении и грузинский один и тот же».(Современные исследователи относят этот язык к чеченскому и ингушскому,которые относятся к иберийско-кавказским языкам (нахским) - А. П.Новосельцев - Ибрагим).

«Язык клинообразных надписей никоимобразом никакого, даже отдаленного сходства не имеет с языкомгайканским, - говорит Ленорман. - «Тот народ, вырезавший эти надписи иза шесть веков до Р.Х. владычествующий в Армении, не имел никакогородства с армянами, с гайосами, ни по происхождению, ни по языкусвоему».

«Гайосцы пришли в Армению в то время, когда ванскиенадписи уже существовали, именно в то время, когда тот самый народ(Урарту), который вырезал эти надписи, ослабленный в продолжениенескольких веков непрекращающимися войнами с страшными владыкамиНиневии (ассириянами) и Вавилоном, отодвинулся, направился к северу,именно к тем местам, которые в древности назывались Ивериею, а внастоящее время именуются Грузиею»

Таким образом, по словамЛенормана, выходит, что армяне напрасно присваивают себе названиеурартийцев, прежнюю Великую Армению напрасно считают своею первобытноюродиной, и если какие-либо доблести и добродетели урартийцев перешли ккому-либо путем наследственности и кто-либо может гордиться ими, - тоисключительно грузины, но отнюдь не армяне.

Лишь только это исследование Ленормана стало известным, не поздоровилось армянским книжникам.

Покойный Илья Серебряков, профессор Лазаревского института, в однойсвоей статье говорит: «Ленорман не только устранил всякую мысль ородственном происхождении армян и грузин, но даже и самую территориюАрмении до Ахеменидов изъял из владения и навсегда укрепил загрузинами. Это обстоятельство до таковой степени озлобило профессораПатканова, что он не мог успокоиться в продолжение 13 лет и в концеконцов, когда «лучшего выдумать не мог», напечатал известный свойфельетон, в котором, с большою ловкостью, присвоил себе чужой труд, далфактам превратное освещение и этим вздумал уничтожить и самые летописигрузинские».

Чего было покойному Серебрякову удивлятьсяподобному поступку армянского ученого! Это порок не новый, а ещеисстари присущий армянским грамотеям. Мы привели тому много фактов внастоящей статье. Может быть, нас, грузин, заподозрят в пристрастии,когда говорим об этом предмете. Послушаем теперь таких свидетелей, как,Ленорман и Генрих Раулинсон, и увидим, что переиначивание, присвоениечужого, подчистка и поскабливание надписей на памятниках, захваты чужихмест и прочие подобные добродетели с давних времен были качествамиармян и что с давних же времен они знакомы были с этими художествами.

«На основании вышеприведенных фактов, - говорит Ленорман, - я вынужденвысказать то же самое, что и Генрих Раулинсон: «язык «урарту» не имеетникакого родства с настоящим гайосским языком. Гайосы, выходцы изФригии, постепенно заняли возвышенные места, лежащие к востоку отФригии, откуда они вытеснили часть древних урартийцев, часть жепоглотили и их названия, веру, язык, предания заменили своими»,

Замена своими чужих наименований, языка, преданий и тому подобного,оказывается, с древнейших времен составляла обычную привычку армян -«привычка же - вторая натура». Ленорман говорит в том же сочинениисвоем, что армяне напрасно присваивают себе происхождение от Торгомоса.Да и отчего же им этого не делать: ведь для этого не требуется никакихрасходов, даром дается! Не один Ленорман говорит, что гористая страна,известная по клинообразным надписям под названием Урарту, еще в 721 г.до Р.Х. была местом обиталища грузинского племени и что урартийцы былинациею, родственною грузинам. Другой большой знаток и исследовательдревнейшей истории Масперо говорит: «гористая страна (Урарту), вкоторой берут свое начало Тигр и Евфрат, еще при ассирийском цареСаргоне (721) была населена только одним, совершенно отличным отсовременных армян и родственным грузинам, племенем.

XI

… По словам г. Никольского, армянский епископ Месроп нашел несколькоклинообразных надписей. Г.Никольский по этому поводу говорит: «В началешестидесятых годов г. Месроп, тогда еще простой монах, вычитав изсочинений мхитаристов, что там, где в настоящее время обитают армяне,существуют клинообразные надписи, пожелал собрать их, полагая, что онибудут иметь весьма близкое отношение к древней истории Армении». Пословам того же Никольского, г. Месропу повезло, но не в ту сторону, накоторую он рассчитывал. Он открыл шесть или восемь надписей; снявши их,он послал их ученым, знатокам этого дела, именно Мордтмону, Сейсу иМюллеру. Передатчиком и посредником был профессор Патканов, полагавший,что эти надписи - исторические памятники армянства; и, конечно, от этойрадости пришедший в телячий восторг. Впоследствии оказалось, говорит г.Никольский, что те клинообразные надписи написаны на языке, не имевшемничего общего с армянским.

Нечего и говорить, что известиеэто огорошило как г. Месропа, так и г. Патканова. Необходимо знать, чтобольшая часть найденных г. Месропом надписей открыта к северо-востоку в25 верстах от Эчмиадзина. Там есть один холм, называемый «Блури»; ухолма этого находятся какие-то древние развалины; армяне давно зарятсяна них и говорят, что именно там была их столица - какой-то мифический«Армавир». Любознательные ученые добрались и до этих мест. Сталипроизводить раскопки под руководством гр. Уварова, осматриваяразвалины, старались и так и сяк, - работы производились в продолжениесеми дней, - но не нашли ничего утешительного и радостного для армян.Г. Месроп и г. Патканов, разумеется, начали спорить и заявилипретензию, что дурно, мол, производились раскопки, и вновь потребовалиисследования тех мест.

Такую настойчивость - говорит г.Никольский - можно объяснить только ошибочным мнением о характере ипроисхождении надписей и понятных со стороны армянских ученыхувлечением мыслью найти древнюю столицу Армении».

Видно,неотъемлемое качество армянских ученых - добиваться цели своей путемупрямства. Видно, что, настаивая на своем, они стараются замалчиватьвсе, что не входит в их расчеты, хотя бы это было неопровержимойистиной. Г. Никольский объясняет их упорство «ошибочным мнением их ипонятным со стороны армянских ученых увлечением», очевидно, не желая,из приличия и сдержанности, сказать большее и назвать поступок ихнастоящим именем….

Грузия, История

Previous post Next post
Up