Они всего лишь хотели спасти страну

Aug 21, 2012 05:12


Их никто не любил. Они все сделали неправильно. У некоторых из них тряслись от страха руки, а по телевизору крутили "Лебединое озеро", словно намекая на бесславный конец этой затеи. "Что? Опять?!" - спрашивали друг друга люди, еще не надышавшиеся воздухом перестроечной свободы и мечтавшие о том времени, когда они наконец-то будут работать на хозяина, а не на государство. Хотелось, чертовски хотелось шведского социализма. Ведь все лучшее - из Швеции: стенки, семьи, социализм. И АББА, конечно же. А с ненавистного экрана обрюзгшие номенклатурщики все вещали о пересмотре курса реформ, сохранении целостности страны, социальной справедливости. Кто-то верил, хотя рожи партийных функционеров не внушали особого доверия. Кто-то смотрел с отвращением, а потом шел на площади, чтобы в едином перестроечном порыве призвать раздавить гадину.



Они все сделали не так. Словно в насмешку над давно уже забытым революционным прошлым их лишили памяти о заветах того же Ильича: главное - развернуть революционную пропаганду. А их хватило лишь на пресс-конференцию, где они предстали в самом неприглядном и жалком виде. Порох в пороховницах КПСС давно иссяк, его даже не хватило на танковый залп. Куда? Куда угодно, ведь символы убедительнее даже самих танков на улицах. Новая власть, отдадим ей должное, четко выучила урок - если уж вводишь в город танки, то только для того, чтобы стрелять. Но это будет потом - через пару лет, в октябре 1993-го. А пока на дворе конец августа и СССР. 1991-й.

Их все предали. Предала армия. Предал народ. Предала страна. И каждый поплатился за это предательство, было ли оно оправданным или всего лишь трусостью. Армию развалили так, что когда грянул чеченский гром, почти некому уже было и креститься. Народ обобрали до нитки под мантры о невидимой руке рынка. Сколько там погибло в дни ГКЧП? Трое? А кто посчитал жертв шоковой терапии? Вот уж терапия из терапий... О стране и говорить нечего - жалкий обрубок под торгашеским стягом уже тогда не имел будущего.

Их конец был печален. Кто-то покончил с собой. Кому-то помогли это сделать. Кто-то прожил в безвестности до самого своего конца, кто-то так же доживает свой век. Но в одном им нельзя отказать - они пытались спасти свою страну. Неважно - из страха за свои привилегии, из убеждений, из чего угодно, но с каждым годом их поступок приобретает все более героический оттенок. Они-то пытались, а мы кричали: ату их! распни их! раздави гадину! Распнули. Раздавили. И что?

Нет, они не герои. Они всего лишь хотели спасти страну.

ГКЧП, размышлизмы

Previous post Next post
Up