Кто убил Рози Ларсен?

Jun 24, 2012 08:40


В начале 90-х годов Дэвид Линч культовым сериалом «Твин Пикс» задал вопрос: кто убил Лору Палмер? Несмотря на то, что ответ под давлением смотрящей сериал публики был дан уже в середине второго сезона, назвать его в полном смысле раскрытием страшного преступления можно с очень большой натяжкой. Вопрос, по большому счету, так и остался без ответа, и вот уже не одно поколение любителей сериала и почитателей Линча ломает над этой мистической загадкой голову.

Сериал «Убийство» имеет все шансы внести в анналы американской телекультуры еще один культовый вопрос: «Кто убил Рози Ларсен?»




Два сезона мрачной детективной драмы, снятой, кстати, по мотивам датского одноименного сериала. Расследование убийства молоденькой девушки Рози на фоне жесткой избирательной компании на пост мэра Сиэтла. Город, в котором на протяжении всех двадцати шести дней расследования ни разу не появилось солнце из-за свинцовых дождевых туч. Детектив Сара Линдон - маленькая, рыжая, некрасивая женщина, для которой раскрытие этого преступления даже не дело чести, а вопрос жизни и смерти, вопрос ее собственного смысла существования. Родители Рози, для которых смерть дочери становится началом разрушения их семейного мирка, который не могут, кажется, склеить ни их маленькие сыновья, ни их друзья, ни родственники.

В свое время в советском кино был популярен жанр социального детектива, детектива-разоблачения. На их съемках специализировалась Рижская киностудия, ибо события в детективах происходили в капиталистических странах, а их главные герои - преступники, были не столько преступниками, сколько трагическими жертвами той, забугорной социальной системы. Капиталистической системы. Мира чистогана, как тогда говорили. Например, в фильме «Мираж» команда таких преступников крадет бронированную машину, перевозящую деньги, и советский зритель в большей степени симпатизировал именно им, а не идущим по их следу полицейским.

«Убийство» - из той же серии. Непосредственные виновники смерти девочки оказываются в не меньшей степени трагическими героями, чем сама Рози. Их поимка и наказание не вызывает ни у Сары Линден, ни у самого зрители ни вздоха облегчения, ни радости за торжество правосудия. Ничего, кроме жалости. Ибо они такие же жертвы. Сложись цепь обстоятельств иным образом, и они вполне могли бы добиться чего так страстно желали.

Ведь они, в общем-то, такие же как мы. Не злодеи. Не плохие. Не равнодушные. Да, одержимы страстями, тем самым пресловутым стремлением к счастью. Но кто из нас не желает счастья самому себе?
В сериале отчетливо ощущается дух Федора Михайловича Достоевского. Ибо обычное, в общем-то, убийство (сколько таких младенцев, детей, подростков гибнет от рук убийц чуть ли не каждый день - что в Америке, что у нас в России?) вдруг оборачивается почти вселенской драмой. Не случайно на всем протяжении фильма в Сиэтле постоянно идет дождь. А само преступление с безжалостной четкостью показывает: кто есть ху. И на вопрос: кто убил Рози Ларсен? Цепь трагических обстоятельств? Политические интриги? Демократия? Алчность? дух Достоевского устами Смердякова дает ожидаемый ответ: «Ан вот вы-то и убили...»

рецензия, кино

Previous post Next post
Up