Индекс реальности

Mar 12, 2012 05:21


В начале двадцатого века физика обнаружила существование человека. В рамках классической физики присутствие человека во вселенной ничем не оправдывалось, кроме религиозных канонов. Мир представлялся абсолютным и неизменным, начиная от момента творения, он походил на огромные, неимоверно сложные часы, когда-то заведенные творцом всего сущего, и с тех пор тикающие и тикающие до самого конца света, когда тот же творец все-таки решится их остановить.

Квантовая механики и теория относительности требуют присутствия в этом мире наблюдателя. Квантовые объекты представляют собой неописуемые в привычных нам терминах сущности, и только взаимодействие с наблюдателем позволяет им проявлять себя либо как частицы, либо как волны. В релятивистских системах отсчета, то есть двигающихся со скоростями близкими к скорости света, для наблюдателя физические размеры системы и ход времени изменяются так, чтобы не нарушать главного условия - какие бы системы он не наблюдал скорость света в них должна быть постоянной и равняться тремстам тысячам километров в секунду.

Но не физикой единой жив человек. Если физике не хватало человека, то в философии не хватало физики, а точнее - мира. Как это не смешно, но главным вопросом философии таки является - существует ли мир? Не обманывает ли он нас? Не находимся ли мы все в пресловутой Матрице (божественном сознании), где все то, что мы ощущаем, лишь иллюзия? Австрийский философ Гуссерль на рубеже все того же двадцатого века взялся решить этот сложнейший философский вопрос, для чего выработал оригинальную систему - феноменологию. Главным девизом философских устремлений Гуссерля стало: «Назад к вещам!» Необходимо было понять - а как выглядит окружающий мир сам по себе, без примеси всего того субъективного, что мы в него непроизвольно привносим. Ведь мы воспринимаем не сам мир, а мир через призму нашего сознания. Значит, чтобы добраться до мира прежде всего необходимо четко понять - как работает наше сознание.

Говоря современным языком, Гуссерль взялся расшифровать протокол по которому реальный мир передается в наше сознание. Нетрудно понять, что зная тонкости работы этого протокола, можно не только восстановить мир в его объективном существовании, но и превратить этот мир в иллюзию, используя законы человеческого восприятия. Для любителей всякой конспирологии сообщим, что многочисленные архивы Гуссерля до сих пор закрыты под предлогом тщательной над ними работы с целью последующей публикации. А ведь с момента окончания его работы над своей первой феноменологической книгой «Идеи I» в следующем году исполнится сто лет! Тома «Гуссерлианы» тем не менее выходят ни шатко, ни валко, но в нашей стране феноменология известна далеко не каждому. Не то что самое передовое учение в мире - либерализм. Но тут, как говорится, знание - сила. У кого есть сила, у того и знание. А остальные пусть питаются несъедобными симулякрами.

Гуссерль много чего написал и много чего открыл. Интересна его идея насчет «индекса реальности». В фильме «Матрица» главный герой Нео живет обычной жизнью, но при этом его не покидает странное ощущение, что мир вокруг него - ненастоящий. Нео вполне психически нормальный человек, а то, что для его восприятия мир вокруг него иллюзия, несмотря на все ухищрения Матрицы, - и есть тот самый «индекс реальности». Это некое специфическое и неотъемлемое свойство сознания, которое безошибочно различает подлинный мир от мира фальсифицированного. Не случайно в большинстве книг и фильмов, посвященных погружению человеческого сознания в виртуальный мир, это сознание должно быть изменено - химическими препаратами, гипнозом или чем-то подобным. Необходимо сбить индекс реальности, иначе никакая Матрица не сможет существовать, будь она хоть трижды невероятна по своей вычислительной и графической мощности.

Таким образом, мир тотальной иллюзии невозможен. Матрица в ее кинематографическом исполнении нереализуема в силу наличия у человеческого сознания индекса реальности. Но вот частичные иллюзии, вмонтированные в реальный мир, - вполне даже реальны.

Как бы то ни было, но человек нужен этому миру, как и мир нужен человеку. В силу физических, философских и еще каких угодно пока не открытых законов. Причем миру нужен именно человек, а не какое-то существо из пятого измерения. Согласно антропному принципу физические параметры нашей вселенной подогнаны друг к другу с такой невероятной тщательностью, чтобы в нем имелась возможность для существования человека. Нетрудно заметить, что антропный принцип - тот же индекс реальности, только для мира физического.

Что ж, мы нужны миру так же, как и мир нужен нам. Это и обнадеживает, не так ли?

Posted via LiveJournal app for iPad.

феноменология, размышлизмы

Previous post Next post
Up