Я хотела начать рецензию с банального "этот фильм необыкновенный; я вообще ничего подобного не могу припомнить в подобном жанре". И вдруг поняла, что такое можно написать про любое произведение, к которому - хм, как бы попытаться без лишнего пафоса? - прикоснулась рука Творца. И в этом смысле он действительно уникальный и необыкновенный.
В нем нет совершенно ничего голливудского - еще бы, Клайв Оуэн и Альфонсо Куарон все "голливудское" убивают на корню. И при этом это не какой-то там грёбаный артхауз. Нет, это просто история. История, в которой очень чувствуется ее литературная основа. Бывают кинематографичные книги, а тут наоборот. При этом сюжет прост до примитивизма. Его можно уложить в две строчки, и, боже мой, кто только не топтался на этом антиутопическом поле! Разобрать на составляющие и окажется, что штамп штампом погоняет. Но оторваться от фильма всё равно совершенно невозможно. Magic, твою мать.
А все дело в настроении. В атмосфере. Я не понимаю, как так получилось. Почему при всей мрачности показанного этот фильм так красив? Откуда в нем такой мягкий, хватающий за сердце юмор (ибо хоровое распевание "Ом Мани Падме Хум" на заднем сиденье я иначе как юмор воспринимать отказываюсь)? Откуда столько точных, трогательных деталей? Герой, совершающий побег в одних носках. Герой, примеряющий резиновые шлепки, потому что обуви его размера во всем чужом доме не нашлось. Когда я увидела эти шлепки, я чуть не расплакалась, честное слово. Потому что это так просто. Так обычно. Точно как в жизни и бывает. И неважно, что мир рушится. Обуви-то подходящей все равно нету...
И еще, это картина "от первого лица". Не знаю, как написан роман, а фильм совершенно определенно из числа тех, что держатся на одном-единственном герое. Я вообще сейчас не могу вспомнить ни одного кадра без Тео, это его история от начала до конца. И Клайв Оуэн в этой роли... Ох. Тот самый случай, когда награда нашла героя на роль нашёлся тот единственный актер, для которого была предназначена и который только и мог её сыграть. Наверное, у меня перед такими случаями просто нет иммунитета. Ибо я всегда относилась к Клайву Оуэну хорошо (с тех самых пор, как впервые увидела юным и щекастым в
"Лорне Дун"). С того времени немало воды утекло, он стал "звездой", приобрел суровую линию скул и сыграл хренову тучу крутых парней, но нигде и никогда он не цеплял меня так, как цепляет в этом фильме. Да что там цепляет - просто рвёт сердце на портянки. Он тут какой-то удивительно мягкий. Плюшевый. Домашний. Небритый. Взъерошенный. Как будто на кого-то похожий. А на кого, я так и не поняла...
И конечно, да, меня зацепил его персонаж. Мне как раз такие обычно и нравятся. Герои, которые совсем не герои. И которые делают то, что делают, не потому, что им от этого какая-то выгода или им этого сильно хочется, а потому, что иначе просто не получается. Никак иначе невозможно, понимаете? Нельзя. И цена тут не имеет никакого значения.
И еще - я абсолютно точно знала, чем фильм закончится. Так точно, как будто сама писала этот сценарий. Может, еще и поэтому мне так понравилось. Давно я не чувствовала (да после "Аватара", наверное) такого глубокого родства с историей, которая рассказана в фильме, такой глубокой связи с ней. Как будто она - моя, как будто я сама ее придумала и прожила. Советовать посмотреть в такой ситуации, сами понимаете, бессмысленно. А вдруг вы совсем на другой волне. Но для меня - 10 из 10. И необыкновенное послевкусие. Что-то в этом роде мне и было нужно, но в книжках не находилось.