Мюнхен (Munich, 2005)

Mar 06, 2011 22:04

Посмотрела-таки (три недели качала DVD). =) Что сказать? Дэну катьегорически (с) нельзя носить голубые рубашки. И джинсы клёш тоже лучше не надо. Потому что нервы-то это... не железные. =) Это было лирическое отступление, простите. А теперь - собственно к фильму (есть немного спойлеров).




"Мюнхен" я уже однажды смотрела, но краем глаза, невнимательно. На это я и списала своё более чем спокойное впечатление от фильма. Тогда я лишь ознакомилась - но не прониклась. Что ж, к сожалению, не прониклась я и теперь, посмотрев второй раз уже внимательно. Причём вопросов к сюжету , как у многих, у меня практически не возникло. Наоборот - всё даже как-то слишком очевидно и прямолинейно. Слишком просто. Эрик Бана, конечно, прекрасен в своей роли, его Авнер очень правдоподобен на каждом этапе своего пути от интеллигентного прилизанного мальчика до параноика с воспаленными глазами, героя родины, которому, тем не менее, даже соратник не желает подать руки (ну или зайти к нему в гости и "переломить хлеб", что неважно). Но сама идея фильма настолько стара - вот уж действительно, как мир - что проникнуться до конца ну никак не получается.

Да, Спилберг профессионал, он умеет снять так, что за 2,5 часа обо всем забудешь, он умеет взять за живое (сцены параллельного монтажа вообще "его всё"), но по окончании фильма исчезает и его магия, а вот это уже плохо. Остается лишь ощущение, что мне опять преподали старую мораль в новой обёртке - убивать, вообще-то, нехорошо. И за кровью следует только новая кровь. А спецслужбы - они такие, да. У них своя, особая "этика". И "своих" они меняют как пешки. Или подставляют. Если нужно. Так было, так есть и так будет. Ну и что? Это вы к чему? Вот эти вопросы автору на ум приходят, да. А что там и почему в сюжете - в принципе, если подумать, можно выстроить любую подходящую (и логичную) версию.




Зато "Мюнхен" - тот редкий фильм, где Дэниэл Крейг играет цельную натуру (как-то у него всё больше рефлексирующие убийцы да потерянные души в кинокарьере попадаются). Его герой, Стив - во-первых, солдат, а во-вторых, фанатик. Да-да, тот самый, за идею, "око за око" и никаких сомнений. Есть подозрения, что на подобные роли специально ищут маньячно-голубоглазых. И правильно, в общем-то: стоит заглянуть в эти ледяные глаза, и сразу как-то не по себе, сразу видно, что человек, в общем-то, на всё способен.

От Стива исходит зримое ощущение опасности, чувствуется, что он может взорваться в любой момент - причём с силой не менее разрушительной, чем те самопальные бомбы, которыми "мстители" подрывают террористов. Второй раз я наблюдаю подобное в исполнении Дэна (после "Любви и ярости"), и спрашивать, как он это изображает, тут бесполезно - не существует стандартных приёмов, чтобы показать такое. Это должно быть внутри, и у Дэна это есть. Есть ли у Эрика Баны - не знаю, пока что я ничего похожего в его фильмах не видела. А в "Мюнхене" перед ним и задачи такой не стояло. Скорее наоборот. Очень забавно наблюдать по ходу фильма, как Авнер постепенно все сильнее и сильнее попадает под влияние Стива, как сильно он хочет быть таким же вот хладнокровным и несгибаемым, с тем же простым, но эффективным подходом к сложным вопросам: тут - свои, а тут - чужие, вот и вся мораль. Но увы, не получается. Не тот характер...




И, кстати, любопытно - почему Спилберг, так подробно расписав нам драму Авнера, раскаявшегося убийцы за идею, ни словом не обмолвился о судьбе второго уцелевшего "мстителя"? Уж не потому ли, что этот самый второй спокойно вернулся на родину и до старости спал в своей постели, не грезя ни жертвами террористов, ни призраками убиенных? И без проблем переламывал хлеб с коллегами и друзьями, ни секунды не сомневаясь, что на своей войне был прав - от начала до конца? Ведь так могло быть, вполне. Но показать это, конечно, было никак нельзя, ибо тогда пошатнулась бы вся "морально-этическая конструкция" фильма. А это уже нечестно, дамы и господа. Такое вот мелкое жульничество недостойно творца. Наверное, в том числе из-за этого "Мюнхен", при всем высочайшем качестве постановки, не зацепил меня и не тронул. Увы.

ЗЫ. Что стало для меня отдельным удовольствием, так это музыка Джона Уильямса, который последние годы работает практически лишь со Спилбергом. А жаль, мне очень нравятся его, с одной стороны, монументальные, а с другой - очень человечные саундтреки.

ЗЗЫ. Джеффри Раш здесь абсолютно неузнаваем. =)

Стивен Спилберг, Эрик Бана, munich, кадры из фильмов, мои рецензии, Дэниэл Крейг, чувства, Джеффри Раш

Previous post Next post
Up