Где-то на холодном и мрачном острове... А может, и не на острове (но скорее всего, на острове; впрочем, это неважно) в мрачном готическом здании расположен отель "Сплендид", то бишь Великолепный. На самом деле, это не совсем отель, а скорее санаторий, семейное предприятие братьев и сестры Бланш. Они управляют отелем строго по заветам покойной матери. Старший брат, Дезмонд, следит за поддержанием традиций и техническим состоянием уникальной системы отопления. Средний брат, Рональд (Дэниэл Крейг) готовит для постояльцев какую-то непопределенную серую массу с запахом рыбы. Ну а сестренка Кора ставит им (постояльцам, а не братьям) клизмы для лучшего усвоения серой вонючей бурды, которую готовит Рональд.
Постояльцы, как вы догадываетесь, те ещё странные ребята с самой разнообразной коллекцией фобий. Но все спокойно, всё идёт своим чередом в этом маленьком безумном мирке, пока на берег возле отеля не ступает наконец нога нормального человека - коротко стриженной, рыжеволосой и полной жизни Кэт (Тони Коллетт). Бывшая невеста Рональда, когда-то она сбежала отсюда со всех ног, а тут, видите ли, вернулась... С этого момента существование отеля оказывается под угрозой, пусть не все и не сразу понимают это.
Удивительный фильм, жанр которого так просто и не определишь. "Черная" комедия? Может быть, но не совсем так. Ближе всего, пожалуй, будет "черная романтическая комедия". Вы когда-нибудь смотрели что-нибудь подобное? Я - нет. В этом-то вся и соль. Никогда ничего подобного этому фильму я не видела. =)
Он начинается как фарс, причем фарс самого дурного пошиба, когда сидишь и пытаешься понять - точно ли сейчас надо смеяться или, возможно, поверить желудку и сбегать за тазиком. Но если в этот момент всё же остаться у экране, случается чудо... Фарс продолжаеся, он даже набирает обороты - но на глазах превращается в чистой воды аллегорию. Да-да, именно аллегорию - "условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога". Именно так: посредством чудовищного паноптикома, который представляют собой персонажи, и орально-фекальных шуток, которыми пересыпан сценарий, режиссер "Сплендида" Теренс Гросс каким-то невероятным образом умудряется успешно донести до зрителя старую, как мир, но почему-то удивительно стойкую идею: любовь, черт возьми, побеждает всё! Главное - не струсить, когда она постучится в двери...
Тони Коллетт, кажется, хороша везде, где появляется. На моей памяти она была нехороша только в
"Парнях", но там все такие были. Здесь же она, несомненно, стержень повествования и главная ответственная за то, чтобы все означенные компоненты сложились не в дурно пахнущую бесформенную груду, а в единое яркое, притягивающее взор полотно. Без нее фильм трудно представить.
Дэниэл Крейг? Увидев с ним первые несколько сцен, я приготовилась к разочарованию, почему-то решив, что интересной игры не увижу. И как же я ошиблась! Нет, в образе Рональда как таковом действительно нет ничего сногсшибательного. Он очень мило смотрится в поварском наряде, а под этим нарядом "по ходу пьесы" обнаруживаются прекрасные мускулы и красивое тело, но этим, согласитесь, действительно хорошая роль ещё не исчерпывается. =) Но так кажется, пока Дэн на экране один или в компании прочих фриков. А вот в паре с Тони Коллетт... Вдвоём они творят на экране такую "химию", что глазам больно!
Их совместные сцены готовки в атмосфере соревновательности - это что-то с чем-то, хотя ничего особенного вроде бы не происходит. Но это и есть высший пилотаж, да. Я смеялась, плакала, пускала слюни и повизгивала от восторга одновременно. =) А их постельная сцена - самая лучшая постельная сцена в кино, клянусь! Во всяком случае, я ничего подобного не видела нигде и никогда: чтобы за жалкие 30 секунд с экрана излилось столько нежности, чувственности - и столько радости от обладания друг другом.
Понятия не имею, что было бы с фильмов, будь на месте Крейга кто-то другой. Быть может, Тони зажгла бы с любым партнёром. А может, и нет. Может, только вместе с Дэном у них могло такое вот получиться: невероятное и волшебное превращение фекальной черно-юморной комедии в историю о всепобеждающей силе любви. Историю, усомниться в которой к концу фильма даже не приходит в голову. Во всяком случае, я всей душой переживала за исход поединка героев - и с самими собой, и с одушевлённым отелем. А в финале смахнула слезу и задумалась о чём-то прекрасном и вечном. О любви, наверное, ага.
Похожие ощущения у меня возникали, например, после просмотра "Амели", "Шоколада", "Дон Жуан Де Марко". Но там-то всё было серьезно, красиво, с использованием всех необходимых "романтических" атрибутов - пейзажей, Джонни Деппа, ситуаций, диалогов. А здесь! Серая вонючая масса на тарелочках! Клизмы! Работающая на метане система отопления (а вы думали, какой газ выходит из кишечников постояльцев?!!) Ой, не могу, уже начинаю ржать! Вот как, как получилось у режиссера пробудить в моей душе столь возвышенные чувства и столь живую симпатию к героям в подобном антураже - не понимаю!!! Пойду пересмотрю еще раз, что ли - а вдруг пойму. =) А даже если не пойму - какая разница, если фильм опять подхватит меня на свою искреннюю, душевную, романтическую волну? Никакой, совершенно верно.