После прочтения
интервью Сэма Уортингтона ресурсу Collider.com, переведенного и выложенного на русском фан-сайте, у меня возникли определенные мысли по поводу того, почему мир
"Битвы Титанов" так и не ожил для большинства зрителей, и почему этот неплохой, в сущности, по задумке фильм так жестоко критикуют - гораздо сильнее, чем он заслуживает .
Для начала - просто цитаты из интервью:
"Или вот Ио, которую играет Джема (Артертон). Нам потребовалось много времени, чтобы выяснить, кто она есть, и все решалось прямо по ходу съемок, сперва начали работать, а спустя три сцены решили, кто она такая. (Смеется) Не повезло Джемме, потому что она говорит: «Кто она такая, вашу мать?»- но я думаю, что наша актерская солидарность проявилась и в том, чтобы придумать правдоподобный характер для нее".
"Медуза, увидеть бы ее скорость, потому что мы не можем получить представление о скорости, с которой движется CG-Медуза, так что будет интересно. Плюс это мега-фрагмент по-любому, мы его отсняли самым первым, мы были совсем зелеными. Мы даже толком не представляли своих персонажей".
"И еще я придумал идею, что скорпион прыгает, и вы не знаете, где же Персей - и он вылезает из скорпиона. Вы со смеху попадаете, так это чертовски смешно ... Я показал это своему племяннику, и он смеялся. В этом и смысл, в этом и кино. Это весело, это дорогого стоит. Это не исторический эпик в духе Ридли Скотта".
"Он [Луи Леттерье] хороший режиссер - и это потому, что он открыт для сотрудничества - позволяет изменить реплики или даже сцены, целиком, или найти другой тон в сцене, сотни других вещей, которые вы обнаруживаете. Вот что делает хороший лидер, тот, кто открыт и кто понимает, что фильм создает не один только режиссер. Фильм создает она (указывает на журналистку), я, повара, костюмеры, A, B и С, мы все делаем фильм, и он понимает это".
"И я сейчас очень счастливый человек, мог войти к такому режиссеру, как Луи, шесть месяцев назад, сесть и обсуждать со сценаристами общее направление, которое мы примем и тон фрагментов, и все такое".
Если сюда прибавить еще и тот факт, что
сценарий фильма несколько раз переделывался, и в итоге окончательная версия, судя по всему, создавалась прямо на съемочной площадке (причем, судя по словам Сэма, участвовала в этом съемочная группа в полном составе, включая поваров и костюмеров), ответ становится очевиден. Что еще могло получиться из фильма, когда все, у кого есть идеи, добавляли в картину "свое видение"? В котором ни режиссер, ни актеры, даже начав работу, толком не представляли персонажей? Судя по этому интервью, этот так называемый режиссер Луи Леттерье вообще не соображал, что происходит на съемочной площадке, абсолютно не управлял процессом постановки - что уж говорить о творческом замысле?!!
Теперь я поняла, почему
"Битва Титанов" производит такое странное впечатление: все по отдельности (сюжетные линии, сцены, персонажи, идеи) - хорошо, а местами даже отлично, но сам фильм рассыпается. Этого и следовало ожидать. Импровизация - это неплохо, сотрудничество с актерами - прекрасно, собственные трактовки образов - тоже само по себе не зло, если есть человек, который все это способен в одну кучу собрать, который ВИДИТ концепцию, видит, ради чего он снимает и что в итоге должно получится. А у
"Битвы Титанов" такого человека не было. Предлагаю имя режиссера из титров вычеркнуть, а Леттерье записать постановщиком спецэффектов и сцен мочилова, по-моему, так будет справедливо.
По контрасту, из того же самого интервью, Сэм о работе с Джеймсом Кэмероном в
"Аватаре": "Он босс, и решающее слово за ним, но он скажет тебе: «Дай мне то, что есть в тебе». И первое, что я ему сказал: «Мне терять нечего, мужик, я отдам тебе все». Так что я все отдал ему, все идеи, все, и пусть он все это сведет на нет, чтобы получить то, что ему нужно, но это твоя работа - предлагать, предлагать и предлагать".
Сэм, наверное, думал, что все режиссеры Кэмероны, держащие в голове четкий образ мира, который надо создать, и всех персонаже, а потому знающие, когда пора прекращать импровизацию и в какое русло направить желание актеров привнести что-то свое в образ. У Сэма, да, всегда есть что привнести, и он предлагал, предлагал, предлагал - и Кэмерону, и МакДжи, и Леттерье. Только вот Кэмерон четко знал, что ему нужно, что взять, а что оставить. И даже МакДжи сумел идеи двух своих ведущих актеров, которых явно перло, свести к
единому знаменателю. А Леттерье, похоже, брал, брал и брал, не разбирая, надо оно или не надо, и складывал как попало, в одну кучу - без смысла, без общей идеи, без концепции. И думал, что этот "лоскутный мир" оживет, что зрители поверят героям. Ага, щаз.
Удивительно, как при таком раскладе в фильме хоть что-то можно найти. А найти можно. Я посмотрела уже несколько раз, включая просмотры дома русской экранки и экранки с англоязычной дорожкой. И я увидела в этом фильме и отличную актерскую игру, в том числе игру Сэма (почему ее не видят многие другие, почему его уже только ленивый не пропечатал в фильме "деревом" ровно при той же игре, что в
"Т4" и
"Аватаре" - тема для отдельного поста, и я его обязательно напишу). И даже смысл увидела - особенно в одной сюжетной линии, которая глубоко отозвалась лично у меня (Персей и Ио, да-да, но об этом - тоже позже). Но, чтобы это увидеть, я смотрела, уже не пыталась поверить в мир в целом (потому что это довольно затруднительно, к сожалению). Я просто шла за Персеем, за его образом, за его историей, его чувствами - и в итоге получила совсем другое впечатление от фильма, гораздо более приятное и более цельное. Но многие ли зрители захотят так попробовать? Ответ очевиден. Вот вам и критика. Понравилось только тем, кто захотел что-то увидеть - либо тем, кто изначально попал на волну и совершенно не обращал внимания ни на ляпы, ни на многочисленные киноассоциации. Либо обращал, но удовольствия это не портило. Вот вам
положительный пример. =))
Но Леттерье все равно незачет.