Музыкант Дито, только что издавший книгу о своей молодости, возвращается домой двадцать лет спустя, к тем самым людям, о которых он написал, параллельно вспоминая те годы и свою юность в бедном неблагополучном квартале Нью-Йорка.
Режиссерский дебют музыканта, снятый по собственному сценарию, написанному по собственной (и тоже дебютной) книге - такие фильмы либо получаются, либо нет, третьего не дано. Этот фильм получился (в отличие, кстати, от очень похожих темой "Воспоминаний неудачника" с Крейгом). В нём есть атмосфера, но нет навязчивой морали, нет нарочитого выжимания слезы, нет даже каких-то глубоких философских выводов.
Это фильм-размышление о поворотах судьбы, фильм-воспоминание, фильм-дань памяти. Но от этого он не становится картонным. Наоборот, он очень живой и настоящий. Он очень хорошо снят, особенно для дебюта. Ручная камера в руках оператора не дёргается, но создаёт эффект присутствия, фокусируясь на том, что необходимо, и останавливаясь в нужный момент. Саундтрек уместен и удачен. В общем, фильм затягивает и цепляет. Это, пожалуй, первый фильм с Робертом Дауни-младшим, который я смотрела отнюдь не только ради него. А ради Ченнинга Татума с конопатыми плечами, ха-ха. :))
А если серьезно, ребята, играющие главного героя и его друзей в молодости, действительно молодцы. Без их энтузиазма и искренности фильм таким бы не получился. Шайя ЛаБаф умеет играть, а про Ченнига Татума и вовсе молчу. Весь фильм он ходит в распахнутой на груди рубашке или вовсе без оной (что заставляет моё сердце учащённо биться), но при этом он не просто "ходит" - ему веришь. Повторяю ещё раз: если кто ещё при мне назовёт его деревом - дам в нос так же, как за Семёна. :))
Роберт играет главного героя 20 лет спустя, и экранного времени у него не так уж и много. Что до его игры, вот здесь, как и в "Солисте", отчётливо видно, насколько он многогранен. Обладая, несомненно, ярчайшей харизмой, он не суёт её, извините, куда попало, он умеет играть очень сдержанно, ровно, практически одними глазами - но при этом так, что захватывает дух. Интересно, нашлись ли зрители, которых игра Роберта в этом фильме не впечатлила? Не удивлюсь, что да. А по мне, пара сцен в "Как узнать своих святых" - несомненные жемчужины, особенно разговор с матерью на крыльце и финальный разговор с отцом.
ЗЫ. Картина удостоилась главного приза за режиссуру на фестивале независимого кино в Сандансе, и я считаю, абсолютно заслуженно. С тех пор Дито Монтиель снял ещё два полнометражных фильма. И оба с Ченнингом Татумом, ха-ха. :)))
ЗЗЫ. Одно но: Шайя ЛаБаф ну точно уж никак не Роберт Дауни-младший в молодости, а для изображения повзрослевшего Антонио-Татума подобрали нечто уж совсем невразумительное. Я понимаю, что второго Ченнига, как и Семёна, в природе не существует, :)) но могли бы хоть актёра соответствующего роста найти. Внезапно исчезнувшая разница в две головы между Дито и Антонио очень сильно в глаза бросается.