Существует распространенное
мнение, что использование гаджетов может нанести вред
здоровью детей. Однако у многих из этих мифов нет научного обоснования.
Вы живете в XXI веке, и сегодня сложно представить полноценную
жизнь без использования современных технологий, даже если речь идет о маленьком
ребенке.
Swjournal разберется, действительно ли
гаджеты так вредны? И что можно сделать, чтобы использовать их с
пользой.
1. Гаджеты вредят нормальному общению
Не зря в западной науке современные поколения детей часто называются digital natives - если адаптировать этот термин к жизни, то это люди, «рожденные с цифровыми технологиями».
Нынешние дети родились уже после появления смартфонов и повсеместного распространения Интернета, для них гаджеты - неотъемлемая часть жизни.
Даже люди старшего поколения, рожденные задолго до появления нынешних средств коммуникации, сегодня чувствуют себя вполне комфортно, например, общаясь с близкими или со школьными товарищами через мессенджеры. Что уж говорить о тех, кому такой формат общения близок с самого детства?
Детские умные часы Philips W6610
Да, для нормальной социализации важно и живое общение, но дети не испытывают в нем дефицита. Детский сад, школа, кружки и секции, прогулки во дворе - нет ничего такого в том, чтобы помимо этого дети общались со сверстниками в Интернет.
Более того, разнообразие форм взаимодействия позволяет современным детям впитывать больше моделей поведения и форм коммуникации, не лишая их нормального развития.
2. Гаджеты вредны для зрения
Есть выражение: «Жить вредно, от этого умирают». В нем есть доля смысла: любое времяпрепровождение можно обернуть себе во вред, если не знать меры. Съев одно мороженое, вы разве что удовлетворите голод, но, питаясь им на постоянной основе, заработаете боль в горле и проблемы с пищеварением.
С гаджетами то же - если соблюдать режим работы, следовать рекомендациям врачей и педагогов, вреда для зрения можно избежать. Врачи позволяют детям с двух-трех лет проводить за смартфонами и планшетами по полчаса в день, постепенно увеличивая это время до +-3 часов в возрасте 10 лет.
Глобально вред связывают с двумя основными факторами: слишком близким расположением экрана с лицом и излучением. С первым все более-менее понятно: никакие предметы не стоит рассматривать на чересчур близком расстоянии, будь то книга, комиксы или планшет. А еще не стоит потреблять контент, лежа, - в этом случае глаза находятся в неестественном положении и быстрее устают.
Со вторым немного сложнее: мерцание экрана действительно может быть вредно. Но производители уже который год совершенствуют технологии, снижая возможные негативные последствия.
Современные гаджеты полностью вписываются в допустимые нормы, сформулированные в том числе врачами-офтальмологами.
3. Гаджеты приводят к зависимости и отвлекают от важных дел
Прибегая к этому аргументу, родители часто ведут себя лицемерно: пусть попробуют сами прожить неделю без смартфона, личного автомобиля, чайника или стиральной машины! Современные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что без них ее сложно представить. А потому нет ничего удивительного в том, что ребенок проводит много времени в гаджетах, как и взрослые рядом. Здесь важно не количество, а качество времяпрепровождения.
Ведь устройство может быть как поставщиком образовательного контента - лекций, обучающих роликов, так и средством для игр. Да и сами игры тоже отличаются друг от друга: не стоит мешать в одну кучу «тупые тыкалки» и головоломки, которые помогают «прокачивать» мозг и обучаться. Поэтому важнее направлять ребенка, показывать ему интересные каналы и формы цифрового досуга - тогда гаджет точно не станет источником проблем.
При этом все равно стоит учитывать фактор возраста. Если ученик средней школы уже может грамотно расставлять приоритеты и проводить время за гаджетом качественно, то у первоклашки всегда есть риск отвлечься от учебы на игры.
Поэтому ребенка дошкольного возраста не стоит знакомить со всеми имеющимися в доме гаджетами сразу. Дома ему можно позволить поиграть в родительский планшет (только если уроки уже выполнены), а вот во время учебы телефон ему не нужен.