Резкие изменения обстановки в
мире повлияли на множество сфер
жизни и экономики. И как и в первую
волну пандемии, больше всего от этого пострадал туризм.
Многие остались без долгожданного
отпуска и понимания того, как поступать в этой
ситуации. Можно ли вернуть деньги за отмененную путевку?
Какие еще есть варианты? Объясняет Swjournal.ru
1. Что происходит с туризмом?
Фактически границы не закрыты, но отменены все авиарейсы российских и западных компаний. Большинство самолетов, используемых местными компаниями, находятся в лизинге, а западные компании - владельцы бортов, и они арестовывают самолеты. Поэтому Росавиация приняла решение не отправлять самолеты за границу, чтобы не остаться без флота.
Бортов в собственности на территории России очень мало, и они все направлены на вывоз туристов из-за границы. Все пакетные туры сформированы под регулярные или чартерные рейсы российских перевозчиков, но выполнить эти полеты сейчас невозможно. Поэтому путевки на март и апрель массово отменяются.
2. Должны ли туроператоры вернуть клиентам деньги за отмененные путевки?
По закону “О туризме” туроператор обязано либо оказать услугу, либо вернуть туристу денежные средства. Сейчас все туроператоры практически остановили свою деятельность, работают только на внутреннем туризме, но это очень небольшие обороты в сравнении с объемом запланированных поездок за границу. Но при этом компании уже осуществили выплаты отелям, авиакомпания, зарплаты сотрудникам. То есть фактически денег этих нет, и физически возвращать туристам просто нечего.
Если потребовать с операторов возврат всех средств за отмененные путевки, то они просто обанкротятся. Такая же ситуация была весной 2020 года, когда границы резко закрылись. Тогда правительство помогло отрасли и дало отсрочку на возврат средств туристам, а затем продлило ее до конца 2022 года. Сейчас, скорее всего, ситуация будет развиваться так же.
3. Какие варианты сейчас есть у туристов?
1. Перенести даты отпусков
На какие дни - пока не понятно. Пока перспективы туманны, поскольку одни авиакомпании остановили полеты до конца марта, другие - до конца апреля, “Аэрофлот” снял все полеты с 7 марта до стабилизации ситуации. Когда это произойдет, никто не знает.
2. Перенести средства на депозит
Это самый распространенный и рабочий способ. Путевка аннулируется, но оплаченные денежные средства в рублях фиксируются на счете туриста у туроператора. В будущем можно использовать эту сумму на оплату другой путевки у этого же оператора. Турист может дождаться прояснения ситуации, взять новый отпуск и выбрать другой вариант отдыха, покрыв его стоимость депозитом.
3. Перебронировать альтернативное направление
Туристы могут перенести поездку на страну, куда сейчас можно улететь. Но открыто не так много стран, а летают только зарубежные авиакомпании, поэтому цены на поездки очень высокие. Не каждый турист соглашается на такой вариант, но некоторым он подходит.
Например, можно улететь в Эмираты авиакомпанией Emirates, а оттуда уже отправиться и на Сейшелы, и на Мальдивы, и в Таиланд. Так же можно через Стамбул отправиться в Европу и другие страны рейсами Turkish Airlines.
Можно перебронировать путевку на отдых в любом регионе России. Сейчас увеличивается количество рейсов на все внутренние направления, чтобы обеспечить туристам возможность отдохнуть.
4. Можно ли как-то вернуть “живые” деньги за путевку?
Если вы все-таки хотите вернуть деньги, то нужно написать заявление на возврат. Хотя, скорее всего, оно останется без ответа. Туроператоры ожидают, что в ближайшее время выйдет такое же постановление, как в 2020 году, которое даст возможность отсрочки выплат туристам. По итогам пандемии некоторые туристы даже судились с компаниями, но почти все суды были проиграны. Шансов получить обратно потраченные деньги почти нет. Поэтому самый безопасный вариант - перенести путевку на другие даты или направление. Так вы получите хотя бы какой-то отдых и не потеряете вложенные средства.