И снова о высоком...

Jun 10, 2013 17:17

Сходила во МХАТ на спектакль "Копенгаген" с О. Табаковым и моим любимым доктором Борменталем из "Собачьего сердца", он же Борис Плотников.
Вообще-то купилась на название, потому что перепутала его с названием книги, которую читала года 2 назад, и которая называлась "Амстердам" Иена Макьюэна:))) Книга тогда чрезвычайно понравилась. Ну я и подумала, что спектакль по книге, ну чо...
Вкратце, об чем: в 1941 году произошла встреча двух выдающихся физиков - Нильса Бора и его ученика, нобелевского лаурета Вернера Гейзенберга - повлиявшая на мировую науку (создание атомного оружия) и политику (Гейзенберг работал на стороне гитлеровской Германии, Бор - на стороне американцев). Фабула спектакля: произошла историческая встреча двух людей, повлекшая за собой изменения мирового масштаба. Миру не известно, о чем собственно говорили на этой встрече учитель и ученик в окупированной фашистами Дании. Версий и споров вокруг много, Гейзенберг потом рассказал, но ему не поверили, а Бор так до смерти и не раскрыл тайны. И вот они на том свете снова встречаются и пытаются воссоздать тот день по минутам, понять, что же тогда произошло и почему это имело влияние не только на их личные отношения, но и в целом на человечество.
Могу сказать одно - мужикам этот спектакль понравится:) Там сплошная физика, математика, кот Шредингера и тп. Но! Нам, бабам, тоже очень многое можно вынести из сплошного потока матричной и волновой механики, квантовой теории, урана-235, изотопа и прочего циклотрона. Например, я не знала, что Нильс Бор участвовал в создании оружия, которое потом снесло пол-Японии! Вот этот милый дедуля с лицом Табакова! Я не знала, что в мире существует теория неопределенности и теория дополнительности! Ну вот жила себе поживала и знала, что Архимед воскликнул "Эврика!", Ньютона звездануло яблоко, а Энштейн придумал теорию относительности. Всё! Мне этого было достаточно! А теперь мало того, что я в курсе, кто такой Гейзенберг (ну, про Нильса-то Бора я знала, что есть такой физик... и всё...), так я еще в курсе, как он наследил в мире! Знание этого знания меня греет:)
А еще греет, что хоть спектакль и тяжеловат для понимания и восприятия, и Табаков периодически бубнил текст под нос, а Плотников вытягивал на себе все 2 часа, и понимать-то я стала мессидж лишь в последние 5 минут действия, я даже смогла понять характеры персонажей сквозь замысловатый текст. Ну мне так кажется... Например, Гейзенберг, интеллигентнейшей души человек, с одной стороны рад вставанию с колен Германии после Первой мировой, с другой стороны мучимый морально-этической стороной своего участия в урановом проекте. Как выбрать, что верно? Если истина в науке, имеет ли значение прикладная сторона оной? Он приезжал спросить об этом своего учителя. А учитель... Он тоже человек. Более того, он живет в стране, окупированной теми самыми врагами, которых представляет его ученик. Поэтому мораль с этикой для него слились в одно - все, что плохо мне, еще хуже врагу, и да поможет нам атомная физика! Потому что опять-таки - если истина в науке, имеет ли значения его прикладная сторона?...
По моим ощущениям, "Копенгаген" из тех спектаклей, осознание которых приходит просле просмотра, а не во время. Ты понимаешь смысл сказанного уже потом, когда идешь домой, ложишься спать, идешь утром на работу... мысленно возвращаешься к нему, вспоминаешь сцены... При том, что, повторюсь, он тяжеловат для просмотра. Надо было перед просмотром освежить курс школьной физики и прочитать про "копенгагенскую интерпретацию". Да и вообще, я-то думала, что иду на "Копенгаген", который по книге "Амстердам", а там вообще музыканты!:) В общем, очень много специфической лексики, и в этом словесном потоке трудно поймать за хвост суть. Но если ты не конченый офисный планктон плюс конченый гуманитарий, но при этом периодически смазываешь петли в мозгу, чтоб не скрипели громко, когда мысль входит - ты смогёшь!
Очень классно была придумана сценография. Концептуальный минимализм, наверно так можно сказать:) На сцене висят 9 электронных табло, на которых написаны достопримечательности Копенгагена. Просто - Русалочка, Музей Мадам Тюссо, Ратуша, Музей Торвальдсена и тп. Ну клёво же придумано! Ты читаешь эти названия и представляешь себя среди туристов, ищущих статую многострадальной Русалки, фоткающейся на фоне восковых знаменитостей в музее Мадам Тюссо...:) А под конец спектакля на этих табло высветилось то, о чем герои говорили весь вечер, но не высказали, то, о чем все понимают, но продолжают жить и совершать поступки, иногда забывая или забивая на то, что все наши деяния и мысли имеют свое необратимое последствие в природе! Можно прикрываться чем угодно - наукой, моралью, благими намерениями, всё одно - от тебя зависит, получат ли нацисты ядерную бомбу, в какую сторону качнется маятник, что будет с миром...
Очень умный и глубокий спектакль. В конце я почему-то прослезилась...
Previous post Next post
Up