Сторонники инициативы «Экопоп» утверждают, что в Швейцарии стало слишком тесно.
(Фото Keystone)В Швейцарии всегда с подозрением относились к чужакам. В эту категорию могли попасть даже сами швейцарцы, всего лишь проживающие в другом кантоне или иной общине. Когда в 1848 году, после образования современной Швейцарии, была введена полная свобода перемещения и поселения, страх относительно возможного «засилья чужаков» («Überfremdung») был перенесен на иностранцев, причем своей кульминации он достиг в 1960-1970-е годы. В начале 21-го века тема миграции вновь приобрела в Швейцарии особую актуальность, о чем мы поговорили с историком из Фрибура Дамиром Скендеровичем.
Напомним, что в начале 2014 года швейцарцы на общенациональном референдуме одобрили запущенную консервативной Швейцарской народной партией (ШНП / Schweizerische Volkspartei / SVP) законодательную инициативу, предписывающую ввести строгие нормы, регулирующие приток трудовых кадров и мигрантов из стран ЕС.
И вот теперь на последнем в этом году федеральном плебисците на повестке дня вновь стоит миграционный вопрос. Речь идет о так называемой законодательной инициативе «Экопоп», о которой
мы уже подробно писали. За этой инициативой стоят консервативные экологи и защитники окружающей среды, которые при этом резко отвергают любые обвинения в расизме и ненависти к иностранцам. По их словам, целью данной инициативы является лишь обеспечение условий для устойчивого развития Швейцарии и для сохранения ее нынешнего уровня благосостояния.
Но для этого надо сбалансировать, считают они, такие факторы, как приток мигрантов, пропускную способность транспортной инфраструктуры, количество свободной жилой площади и темпы ввода в строй нового жилья. Кроме того, указывают они, необходимо более решительно улучшать качество жизни в странах, выступающих основными «поставщиками» мигрантов в Европу.
Дамир Скендерович (
Damir Skenderovic), профессор кафедры новой и новейшей истории Университета г. Фрибур, рассказал в интервью порталу swissinfo.ch об истории миграционного вопроса в Швейцарии, о национальной идентичности и о том, что такие инициативы, как «Экопоп», вольно или невольно, но превращают иностранцев в «козлов отпущения».
«Уплотнительный стресс» («Dichtestress»)
Явление «швейцарского политического новояза», комплексное понятие, которое возникает в результате сочетания субъективно воспринимаемого ощущения тесноты, - появившегося, например, после поездки в переполненном утреннем поезде, - с психологическим дискомфортом, накапливающимся по причине такого рода ощущений.
swissinfo.ch: Многие с беспокойством указывают на вновь развернувшиеся в Швейцарии дискуссии относительно миграции. Но ведь сегодня такое понятие, как, например, «засилье иностранцев» («Überfremdung»), распространено все-таки не так широко, как это было в 1960-е или 1970-е годы. Так что, может быть, и беспокоится не о чем?
Дамир Скендерович (Damir Skenderovic): Может быть, но следует понимать, что в Швейцарии данная дискуссия никогда и не прекращалась по-настоящему. Ведь помотрите, что происходит! Понятие «засилье иностранцев» указывает на присутствие некоего угрожающего сценария, какой-то опасности, а потому, якобы, следует немедленно предпринять меры с целью защититься от нее. И всё это никогда не исчезало из общественного дискурса в стране.
Слово «засилье» внушает нам ощущение чрезмерности, вредной избыточности, которая может иметь как качественное, так и количественное измерение, и это несмотря на то, что никто не может сказать, сколько точно волос должно упасть с головы, чтобы считаться лысым, с какого момента «много» превращается в «слишком много».
Ну и потом, если взять само слово «иностранцы», негативно окрашенное, несущее в себе угрозу со стороны неких «чужих», которые, де, не являются частью данного социума и не вписываются в общую картину нашего мира... Такой подход отражает один из самых распространенных социальных архетипов, в соответствии с которым если нам и грозит опасность, то только «извне», из окружающего нас враждебного мира. Швейцария тут не исключение.
swissinfo.ch: То есть за всеми этими дебатами скрывается элементарный страх?
Д.С.: Да, можно сказать и так. Политика страха направлена на разжигание ощущения тревоги и мотивирует занять некую оборонительную позицию. Эта политика всегда оперирует страхами и иллюзиями, а не фактами и аргументами. В Швейцарии с начала 1990-х гг. она в значительной степени влияла на формирование политического дискурса в таких областях, как миграция и политика по отношению к иностранцам.
swissinfo.ch: Каков механизм, с помощью которого инициатива «Экопоп» вновь сумела вывести на передний план, казалось бы, давно забытое понятие «засилье чужаков»?
Д.С.: Во-первых, она требует сокращения объемов иммиграции, исходя из существования двух типов людей: «иностранцев» и, скажем так, «местных», швейцарцев и не-швейцарцев, тех, кто имеет право тут жить, и тех, кто такого права не имеет, или тех, кто должен страну покинуть. Параллельно все это увязывается с вопросами экологии, охраны природы и обеспечения устойчивого развития. Инициатива пытается оперировать фактором так называемого «уплотнительного стресса», но те, кому довелось пожить в Нью-Йорке, Москве или в Японии, при всём желании просто не понимают, о чем тут идет речь.
Как бы там ни было, инициатива «Экопоп» очевидным образом «мажет» мимо цели просто потому, что экология и охрана природы являются факторами глобального порядка, государственные границы тут бессильны. А этот законопроект опирается на понятие «национального государства», которое в области экологии не имеет никакого смысла. Более того, даже вопросы промышленного роста, если рассматривать их с точки зрения экономических и демографических проблем, тоже приобретают международный характер, а потому и ответы на них следует искать не в рамках одной страны, но на мировом уровне.
Наконец, инициатива затрагивает такие проблемные сферы, как транспортные сложности, дороговизна жилья, разрушение естественной природной среды обитания. Авторы инициативы, так или иначе, но возлагают вину за все за это на иммиграцию и иностранцев, а что это, как ни классический поиск «козлов отпущения»?
(
Продолжение интервью на сайте swissinfo.ch)