Проф. др. юр. наук Андреас Келлерхальс: "Швейцария должна выступить инициатором второй Хельсинкской конференции".
Нынешний кризис вокруг Украины является доселе невиданной угрозой миру в Европе. На днях ЕС расширил и ужесточил свои санкции против России, Москва приняла ответные меры, запретив ввоз в Россию продовольствия из стран, применивших санкции. Швейцария, которая в этом году является председателем ОБСЕ, должна сама формулировать свою позицию, вне зависимости от мнения США или Европейского союза, но при этом «называть вещи своими именами» там, где речь идет об очевидных нарушениях международного права.
Таково мнение швейцарского ученого-юриста и адвоката, директора «Института Европы» Цюрихского университета (Europa Institut an der Universität Zürich) др. Андреаса Келлерхальса (Andreas Kellerhals). Он не считает, что Запад находится в состоянии новой холодной войны с Россией, но при этом подчеркивает, что сейчас в украинском конфликте речь идет о создании нового соотношения геополитических сил, и что Россия до сих пор испытывает сложности с признанием ею факта утраты своего статуса сверхдержавы.
swissinfo.ch: Господин Келлерхальс, считаете ли вы, что решение Европейского союза перейти к 3-ей ступени санкций против России - это вступление Запада в новую холодную войну с ней?
Андреас Келлерхальс: Нет, я так не считаю. Но если мы на Западе Европы действительно всерьез верим в те принципы, которые мы же сами и прокламируем, то мы должны признать, что существуют факты, с которыми нельзя мириться, например, с аннексией Россией Крыма. Нет никаких оснований утверждать, что данная акция прошла в соответствии хоть с какими-нибудь нормами международного права. Я уже не говорю про так называемый референдум, проведенный в Крыму очень торопливо, в отсутствие наблюдателей и который, поэтому, не соответствовал международным нормам проведения референдумов.
Я вполне могу себе представить своего рода воссоединение Крыма с Россией с учетом того, что большинство населения полуострова - русского происхождения. Однако делать это нужно было с соблюдением необходимых международно-правовых процедур. Вместо этого мир поставили перед свершившимися фактами, с которыми просто приходилось мириться.
В отличие от прошлой холодной войны сейчас между Востоком и Западом нет идеологических разногласий. Практически везде в Европе и мире укрепилась, пусть и порой весьма своеобразно понимаемая, рыночная экономика. Однако сейчас там, на востоке Украины, речь идет о власти и влиянии. Россия до сих пор испытывает сложности с признанием ею факта утраты своего статуса сверхдержавы. В этой ситуации, прибегая к методам угроз и нажима, российское руководство, по сути, вредит само себе.
Я никогда не понимал, почему Россия не пытается завоевать доверие своих соседей и перетянуть их на свою сторону, оказывая дружескую помощь, почему вместо этого она делает ставку на угрозы? Ведь ясно же, что таким путем невозможно создать базис для добрососедского сотрудничества. И здесь, мне представляется, россияне должны были бы действовать осторожнее.
Продолжить чтение на сайте